Вербное воскресенье в различных странах мира

Вход Господень в Иерусалим

В последнее воскресенье перед Пасхой отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. В его основе лежит евангельское повествование о том, как Иисус Христос перед своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви.  В различных странах празднование Входа Господня в Иерусалим наделяется своим собственным неповторимым содержанием, в котором причудливо переплетались христианские и языческие компоненты.В Италии шестое воскресенье поста официально называется «Пальмовым воскресеньем». В народе этот день, однако, чаще называют «днем олив». После освящения в церкви принято дарить ветки оливы друзьям и знакомым в знак дружбы и любви. Вручают их и тем, с кем были в ссоре, а теперь хотят помириться, потому что ветвь оливы считается также знаком мира и милосердия.  В «пальмовое воскресенье» итальянцы прикрепляют ветки оливы к домам, вагонам, повозкам и лодкам. Во многих областях Франции этот праздник называется также «цветущая пасха», в Пикардии «пасха с самшитом», в Провансе – «воскресенье осанны». В этот день во Франции принято освящать зеленые или цветущие ветви самшита, пальмы, розмарина, лавра. Освященные веточки прикрепляют дома к изголовью кровати, возле камина, в стойлах, во время грозы или болезни их используют в качестве кропила. Первый день страстной, или святой недели – пальмовое воскресенье. В этот день все стремятся освятить в церкви ветку пальмы,

Детская процессия на пальмовое воскресенье. Германия.

Детская процессия на пальмовое воскресенье. Германия.

оливы или лавра. В Каталонии в этот день с утра открываются специальные «веточные рынки», где люди покупают ветви, а дети несут их священнику благословить. Нередко ветви украшаются конфетами и другими сладостями. Сухие ветви хранятся в доме как амулеты. В пальмовое воскресенье, по обычаю, крестные отцы и матери дарят своим крестникам крендели или печатные пряники с изображение воскресения Христа. Праздник освящения «пальмовых» ветвей у немцев и австрийцев известен с первых

веков христианства. Вместо пальм пользуются чаще всего ветками вербы, бука, орешника, падуба, можжевельника и других деревьев и кустарников. В воскресенье эти украшенные деревца или пучки веток несли в церковь для освящения, а потом деревца ставили в доме или чаще всего в саду. Ветки прятали в сундук, а часть из них прибивали к двери хлева, у распятия, в спальне, к коньку крыши. У сербов и македонцев в Лазареву субботу и Вербное воскресенье, подобно

"Пальма". Румыния.

«Пальма». Румыния.

тому, как зимой это делали коледники, по домам ходили группы (3 – 11 человек) девушек или девочек – лазарицы.  В день праздника девушки надевали нарядные платья, нередко белые, украшали их красивыми платками, полотенцами, дукатами, цветами, зеленью, иногда подпоясывались ветками вербы. Украшали корзины для сбора даров, большие ножи, сабли или пестро раскрашенные палочки. Лазаринцы обходили все дома села, иногда минуя те, которые были в трауре, перед каждым из них останавливались, танцевали, пели ритуальные песни о счастье, плодородии. Главные действующие лица процессии – лазар и лазарица – исполняли ритуальный танец, скрещивая при этом сабли. Процессии лазариц

проходили три дня, начиная с пятницы. После исполнения обряда они устраивали коллективную трапезу или все собранное делили между собой. В Греции освящают в

"Вербный торг у Спасских ворот"

«Вербный торг у Спасских ворот»

церкви зелень. Церкви украшают свежей зеленью, цветами, ветвями лимонных и апельсиновых деревьев. Женщины связывают пучки свежей зелени – вайя (буквально «пальма», часто роль пальмы в Греции выполняет лавр). Их носят в церковь для освящения, а потом благословляют ими дом, скот, виноградники, все хозяйство. Вайю относили и на могилы. В России в конце XIX — ХХ вв. в вербное воскресенье в Москве на Красной площади бывал вербный базар и гулянье: вдоль кремлевской стены выстраивались «в несколько рядов полотняные палатки и лари», в них продавали «детские игрушки, искусственные цветы, бракованную посуду, лубочные картины, старые книги». Тут же располагались иностранцы: «греки, продающие рахат-лукум, золотых рыбок и черепах; рядом с ними французы пекли вафли, которыми лакомились гуляющие».В Петербурге «некоторого рода ярмарки, называемой «вербами», размещался перед Гостиным двором по Невской и Садовой линиям, сопровождался он гуляньем народа «под арками»

В храме.  Россия.

В храме. Россия.

магазина и бойкой торговлей мелким товаром, в первую очередь – пучками верб, украшенными бумажными цветами и херувимами из воска, а также воздушными шарами, игрушками и лакомствами. В советское время многие традиции, связанные с вербным воскресеньем, естественно, исчезали. Однако не смотря на это в этот день как и прежде верующие старались побывать церковь, освещали веточки вербы, которые потом бережно хранили в течение целого года. В современной России вербное воскресенье постепенно вновь завоевывает популярность среди населения и становится одним из наиболее любимых праздников православного календаря, все большее число россиян посещают в этот день храм, стараются в этот день исповедаться и причаститься и конечно освятить веточки вербы.

 

(1871)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *