О странниках земли Русской

СтранникКаждый город имеет свой, скрытый под суетой дня, лик. … А когда окончательно замолкнет шум суеты, в предзаревые часы тишины, слышен подлинный голос города, видна ярко его духовная жизнь… Особенно это чувствовалось в дореволюционной Москве, когда просыпалась духовная жизнь города. Мне посчастливилось бывать на этих московских собраниях, видеть богоискателей Руси, слышать их споры. Мне удалось там, под сводами вертепов, видеть и тех. кто уже нашел истинный путь ко Христу, встретиться с праведниками святой Руси. И там я впервые увидел странников, там впервые зародились у меня мысли об этом подвиге, исключительно русском, о том подвиге, в котором Русь выявила свой лик. Три пути странничества знает родина наша. Первый путь — путь старинный. Этот путь ведет от Церкви в необозримые путаницы дорог, это путь ухода из ограды Христовой, путь самости, желания создать свою собственную религию, желания выявить во что бы то ни стало новое. Это путь русских пантеистов, увидевших в природе великую тишину и поклонившихся этой примиренности, как самому Богу, считающих бури природные вечной необходимостью всего окружающего их мира. Это путь ужаснувшихся зла мира бегунов, которые бегут от мира, пламенно его ненавидя и не замечая ни единой благой черты в тварях и созданиях Божиих. Этот путь знает множество перипетий. Конец его зрится в темных делах ночных и осенних дорог.Есть иной, второй путь странничества, путь богоискателей, людей жаждущих, но не могущих найти Христа. Те, кто идут этим путем, знают легенды и сказания о Китеже, о Сильвестрове граде, знают грустные песни о Церкви Христовой, которая закрыта за семью замками, и ищут ключей от этих церковных затворов. Они часто меняют свои пути, они не доверяют своим встречам, они неспокойно мечутся от келлий монастырских к озеру Светлояру, от церковных служб к радениям хлыстов. Это путь русских интеллигентов, аскетов с пробудившейся совестью, жаждущих веры и не могущих ее обресть. Их дороги неспокойны, они безнадежно длинны, и нет в конце их тихого пристанища, о котором так томятся вступившие на этот путь люди.Есть третий путь, путь светлый странничества, когда, порвав с уютом и семьей, становятся странники во имя Христа на дорогу для того, чтобы уйти с нее в могилу. Они видят Христа, грядущего по весям и долам, по тропам лесным и берегам глубоких рек, и идут за Ним, радостные, твердо веря, что эта дорога земная подымется к небу и сольется со светлой дорогой надзвездной. Об этих странниках ради странничества, а не ради ухода и исканий, буду я говорить, попытаюсь приоткрыть их лик, показать их подвиги. Но раньше скажу об одной общей черте, соединяющей три вида странничества Руси, это — скитания по дорогам. Все странники связаны с дорогами, знают завораживающую силу путей Руси. Дороги, перелески, тихие предрассветные зори, суровые бури одинаково встречали их, одинаково пели им свои песни… И они возлюбили эти голоса Руси, они предались дороге до конца, предались, исчезнув в ее нескончаемых далях. Дорога встречает вступающих на путь страннический, манит к себе душу, вкусившую тревоги исканий.

Священник Сергий Сидоров

Читать полностью: О странниках земли Русской

(253)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *