О паломничестве (часть 7). Искушения и трудности

ПаломникиЧеловеку, собирающемуся совершить паломнический подвиг, а особенно если этот человек является руководителем целой группы паломников, необходимо знать о тех наиболее распространенных искушениях, которые могут встретиться во время совершения паломничества.
Прежде чем говорить об искушениях и опасностях, необходимо упомянуть и о том, что сами цели, ради которых паломник начинает свой труд, могут быть ложными, тогда и плоды паломничества окажутся отрицательными.
Приведем пример ложных целей, принуждающих человека к паломничеству:
1)    Страсть к перемене места и чрезмерное стремление к новым впечатлениям, новым встречам.
2)    Ложное странничество, которое свойственно людям, не желающим работать, иметь семью, обязанности.
3)    Страсть к чрезмерному приобретению различных святынь, которая затмевает истинную цель паломничества.
Вот, как описывает протоиерей Евгений Попов в “Нравственном богословии для мирян” отрицательные стороны таких лжепаломничеств.
“Сходить или съездить на поклонение к мощам угодника Божия или к святым местам, — при известных условиях дело благочестивое и так – же это подвиг духовный. Тут, например, имеется целью: 1) потрудиться ради Царствия Божия; 2) Видеть живые примеры высокой духовной жизни;
3) При взгляде на гробницы святых  угодников Божиих воодушевиться большею ревностью о спасении души; 4) Может быть, увидеть осязаемые чудеса на месте поклонения, следовательно, ощутить ближайшее присутствие Бога; 5) Видеть более умилительное, продолжительное и торжественное богослужение, чем дома. В этих богоугодных целях и в духе молитвенном можно даже не раз в жизни предпринять дальнее путешествие к святым местам и мощам.
Но бывают такие странники и странницы, которые далеко уклоняются от этих чистых целей в своем путешествии и разве у самой святыни только на короткое время показывают в себе дух веры и благоговения. Раз, побывав у святых мощей и по святым местам, и с первого же этого раза возвратившись, домой не лучшими, как вышли. Напротив принеся с собой много зла, которое переняли от странников, — эти люди стремятся к богомольям снова, и некоторые почти целую жизнь так-то странствуют. Для чего же и ради чего? Чтоб не работать дома, и пропитываться на чужой счет (обыкновенно они не запасаются на дорогу собственными трудовыми деньгами; но кроме готового приюта и стола, еще по домам просят подать им как идущим на богомолье); чтоб иметь разнообразие в своей жизни, видеть постоянные перемены лиц и местностей. На путях своих или придя на время, они пускаются в ложные рассказы “об Иерусалиме и Синае, о чудесах и гласах”, пожалуй, покажут “запекшуюся кровь вифлиемских младенцев” (в кусочках разбитого коралла), предлагают для продажи четки и иконы, якобы от мощей”. Приютившись в дороге к какому – нибудь семейству, вкрадчиво вносят в это семейство разлад, начальная причина которого узнается уже после ухода их: это именно суть поныряющие в домы. Теснота дорожного помещения в дальнем странствовании приводит их к неопрятности, а смешение полов – к тайным порокам. Но и на местах самой святыни иные из них держат себя не лучше этого: не редкость что того и другого поклонника видят на улице лежащим без чувств от вина. И вот все это прикрывается тогою благочестия, что надобно иметь не малую дальновидность, чтоб отличить ложного странника от истинного!”
В наши дни эти искажения носят иной характер и встречаются довольно редко, но все-таки они есть и о них надо знать, чтобы при встрече с  таким явлением руководитель группы был бы готов отреагировать должным образом.

Теперь надо перечислить наиболее распространенные искушения и трудности, к которым следует приготовиться заранее, дабы они не застигли нас врасплох.
В пути могут возникнуть всякие непредвиденные обстоятельства.
Не смотря на хорошую подготовку и предварительные договоренности с различными гостиницами и монастырями, может возникнуть проблемы с устройством на ночлег или с трапезой для группы. Это может произойти вследствие следующих причин:
1)    когда количество людей в группе не соответствует тому, какое было указано в предварительной договоренности;
2)    вследствие внезапного большего наплыва в обитель других  паломнических групп;
3)    по недоразумению.
Обычно эти неустроения переносится паломниками довольно тяжело, т. к., находясь целый день в пути, они надеются к вечеру найти заслуженный покой и отдых. Как правило, все устраивается благополучно, находят какие-нибудь вакантные места или заменяют их адекватным ночлегом в другом месте. Но эти минуты нетерпения и ожидания очень часто бывают наполнены ропотом (дети в данной ситуации не представляют исключения). Вся ответственность за группу в таких обстоятельствах ложиться на руководителя, от которого требуется в этой ситуации вселить в людей спокойствие и надежду, что все будет быстро улажено. Разъяснения с административными лицами лучше вести не в присутствии группы, дабы не подвергать ее дополнительным переживаниям. Также не лишним будет напомнить паломникам, о том что паломничество — это подвиг, а так как в современном мире паломничество совершается в комфортабельных автобусах, то Господь посылает паломникам другие испытания, например, такие как данный случай.
Вот как о подобном искушении из своей практике пишет священник Н. И. Смирнов в своей книге “О приходских паломничествах ко святыням”:
“ …в монастырь св. Саввы с приставшими к нам из сел богомольцами пришло нас более 1000 человек. Был час ночи. Где такой массе людей и в такую пору достать ночлег, а на открытом воздухе оставаться нельзя, ночь случилась холодная, паломники потные разгоряченные. И вот поднялся ропот, ко мне подходят толпами спрашивают: где ночевать, куда идти? Гостиницы переполнены, есть места в сараях, но на холоде ночевать бояться. Кое-как разместились.
Но этот ропот паломников, их недовольство угнетало меня и не хотелось с таким чувством оставлять обители, на поклонение которой мы так сердечно стремились.
Видно враг всего святого диавол хотел испортить наше доброе дело, примешать к нему суетное, мирское”. Отец Николай решил в данной ситуации обратиться к покаянному чувству людей, чтобы умягчить их сердца. Во время молебна преп. Савве он  рассказал своим прихожанам о трудах, подвигах и лишениях, которые терпел, пребывая в этой обители сам преп. Савва и призвал прихожан подражать в этом святому. И все прихожане откликнулись на эту проповедь: “поднялся такой плач, что заглушил меня (о. Николая): “Савва преподобный, прости нас!” – неслось ото всюду; рыдал народ, рыдали иноки, рыдали и те из горожан, которые пришли проводить нас. Слезы всех успокоили, тяжелое сознание своей вины сменилось радостью покаяния”.

Нередко бывает, что человек, отправляющийся в путь, зная о своей телесной немощи, относится к ней без должного внимания, а тяготы пути оказываются для него непосильными.
Руководитель несет ответственность за здоровье и безопасность вверенных ему людей,  тем более детей. Хорошо, если бы в каждой паломнической группе был представитель медицины. Если этого нет, то  руководитель должен иметь аптечку и в случае нужды уметь оказать первую помощь и суметь сориентироваться по ситуации. Такие случаи в паломнической практике бывают не редкими. Если мы берем под свою ответственность детей, то  должны обязательно поинтересоваться у родителей о состоянии их здоровья.

В коллективе может встретиться взрослый или ребенок, который начинает отрицательно воздействовать на других, нарушать общий мир и спокойствие. Такого человека не всегда легко бывает вычислить из группы.
В богатой приходской практике о. Николая был, например, такой случай, когда к их группе присоединился сектант и под видом благочестивого человека вел подрывную деятельность против о. Николая, призывая паломников вернуться домой и никуда не ходить, а по отношению к о. Николаю поселил в паломниках вражду и недоверие. Хорошо, что близкие к о. Николаю люди вовремя смогли разглядеть этого человека и предложить ему покинуть группу, чем все и закончилось.
Если отрицательное, дезорганизующее воздействие  исходит от недисциплинированного, недостаточно воцерковленного ребенка, то, наверное, с ним самим и с родителями  (если они его сопровождают)  надо хорошенько поговорить, а если это не дает желаемых результатов, то взять нарушителя под особый педагогический контроль, уделять ему дополнительное внимание  с целью нейтрализовать негативизм его поведения.  Скорее всего одно из этих средств поможет ребенку вернуться в должные рамки, занять свое место в коллективе.

Во время паломнической поездки, в которой участвуют дети, могут возникнуть искушения, связанные  с денежными проблемами:
—    взрослые забывают, сколько точно денег было выдано детям;
—    дети не могут дать точного отчета, на что они потратили выданные суммы, куда положены оставшиеся деньги и т.п.
—    как взрослых, так и детей начинает одолевать жадность к приобретению памятных сувениров со святых мест;
—    не исключены случаи кражи и др. подобных ситуаций.

Чтобы заранее обезопасить себя от ряда этих ситуаций можно предложить следующие действия:
1)    Написать список детей и отметить: сколько каждому ребенку дано  денег.
2)    Лучше, чтобы эти деньги хранились у руководителя.
3) В случае нужды каждый ребенок может подойти к руководителю и попросить у него нужную сумму денег.
4) Расходы каждого записывает и руководитель и ребенок, с подробным указанием того, на что были потрачены деньги.
5) Руководитель в свою очередь может посоветовать ребенку, что лучше купить.
Так руководитель некоторым образом сможет уберечь детей от чрезмерных расходов и связанных с этим пристрастий.

Если большую часть паломнической группы составляет малоцерковная молодежь (подростки), то скорее всего с ними будет много проблем.

—     Подросткам свойственен негативизм по отношению ко взрослым и их требованиям. Поэтому скорее всего появятся дисциплинарные нарушения.
— У подростков существует большая тяга ко всему модному и современному (музыке, одежде и т. п.). Они могут взять с собой в поездку плеер с какими-нибудь неподобающими для паломничества кассетами. Могут одеть в поездку мини юбку или еще что-нибудь в этом роде.
Что бы избежать этих и подобных трудных ситуаций необходимо до поездки собрать родителей этих детей и обговорить с ними данные вопросы. Необходимо четко указать для них те границы, которым должны соответствовать одежда и поведение ребенка. Нужно провести также беседу с детьми. Объяснить им цели и назначение поездки и попросить не делать того, что с духом поездки не  сообразуется.

С детьми младшего возраста могут возникнуть сложности другого характера. Маленькие дети, как правило, сильно привязаны к семье (речь идет о дошкольном и младшем школьном возрасте), поэтому некоторые из них довольно тяжело могут перенести разлуку с родителями даже на несколько дней. Здесь речь идет о ситуации, когда маленькие дети едут в паломничество без родителей. Такого ребенка руководитель должен взять под свою особую опеку, постараться его отвлечь и чем-нибудь заинтересовать. Как правило, если ребенку помочь в первый момент, то он перенесет остальную часть паломничества вполне спокойно.
Из опыта руководителя семейных паломничеств:
Для руководителя может стать проблемой то, что при наличии родителей дети могут находиться в недоумении, не зная, кто является для него более важным авторитетом то ли родители, то ли руководитель. Это возникает, порой из-за того, что родители не считают нужным придерживаться требований руководителя и естественно не требуют этого от своих детей.
В близкой связи с этим явлением стоит  проблема свободного времени. Когда паломникам дается свободное время они имеют удивительную способность разбредаться кто куда и при этом не приходить на сборы к назначенному времени. Особенно в этом плане неорганизованны взрослые люди. Из-за этого теряется много времени, происходят нарушения и сбои в запланированной программе.
К области этих же неустройств относится нарушение родителями режима дня детей. Здесь подразумевается длительное пребывание детей в паломнической поездке, когда для их удобства и сохранения здоровья вводится режим дня. Приведем пример: часто бывает, что родители во время тихого часа у детей младшего возраста могут громко разговаривать, ходить туда-сюда и тому подобное.
Что бы этого не было хорошо все дисциплинарные вопросы решить заранее на родительском собрании четко сформулировав требования и установив правила поведения на время паломнической поездки.
Руководителю семейных паломничеств очень важно помнить о том, что в организации и проведении паломничества он должен ориентироваться не только на детей, но и на родителей. Нередкими бывают такие ошибки, когда паломничество строится только с учетом детских интересов, почти никак не затрагивая родителей. При этом родители начинают сами искать то, что им будет интересно, и куда они смогут приложить свои силы. Часто эти попытки бывают не удачными, особенно если эти родители только начинают свой путь к Церкви. Поэтому, готовясь к поездке, руководитель должен помнить, что духовную пользу надеются получить от поездки не только дети, но и взрослые и то, как этой пользы можно будет наилучшим образом достичь, зависит в немалой степени от него. Можно привлекать взрослых  к  помощи в сборе и организации группы, а также умело использовать другие их способности.

Источник: http://otechnik.narod.ru/pedagogika2.htm

(2306)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *