Каппадокия. Часть 2

Каппадокия 1Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита в Турцию в июле 2009 года призвал развивать паломничество в Турцию: “У нас существует очень активный религиозный туризм и паломничество в Палестину, в Израиль. И только сейчас русские люди открывают для себя Турцию как место, где находится большое количество святынь, которые они хотели бы увидеть, перед которыми хотели бы помолиться”, – подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви.

Продолжим наше повествование о самом древнем и любимом месте туризма Турции — Каппадокии.

Пещерные поселения исторической области Каппадокия — это расположенный на обширной территории уникальный комплекс поселений, создававшийся на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Включает несколько подземных городов и множество вырубленных в скалах пещерных монастырей.

«В Гереме, самом центре Каппадокии, три храма расписаны позже других, в XIII веке. Известный по многим публикациям Каранлык килисе — Темная церковь, Элмалы килисе — так называемая Яблочная и Чарыклы — Сандальная. Эти три храма расписаны в очень сходной манере и, может быть, и даже, скорей всего, одной рукой. Программы их росписей на первый взгляд похожи, но лишь похожи. Имеются серьезные различия, помогающие в определении посвящения храмов, к чему я вернусь чуть позже. Самый центр Гереме — это высокий холм, испещренный многочисленными помещениями. Церкви, кельи, трапезные, кухни, кладовые. Холм не простой формы, по нему извивается, то расширяясь, то сужаясь, широкая тропа, образующая во многих местах просторные площадки. Легко вообразить себе бурную монастырскую жизнь на этом холме. Рядом с ним расположен один из самых больших и пышно расписанных храмов — Токалы килисе, вероятно, бывший кафедральным собором как раз в конце XII и в XIII веке. Все церкви на холме, а их очень много, не менее полусотни, разные по размеру, внутреннему устроению и по расположению. Холм очень высокий, скорее гора, и храмы расположены на разной высоте от его подножия. Самая верхняя церковь называется Чарыклы килисе, что в переводе с турецкого означает «сандальная». Странное, на первый взгляд, название экскурсоводы до недавнего времени объясняли какой-то невнятной историей про ктитора храма и его сандалии, следы от которых можно видеть на полу храма. Якобы, снимавшего во время службы сандалии и ставившего их на это место. Следы, действительно, видны. Выбитые в каменном полу отпечатки человеческих стоп. Прямо над ними расположена композиция «Вознесение». Не требуется особой прозорливости, чтобы высказать предположение о посвящении храма празднику Вознесения. Но «отпечатки» стоп на полу говорят о большем…» Из статьи Сергея Шихачевского «Я знаю, что русским нужно…»

роспись в Каппадокии

Музей под открытым небом — самое популярное место в Каппадокии. Тут всегда много людей, поэтому днем можно очень долго ждать, пока зайдешь в ту или иную церковь. Здесь можно зайти в часовню святого Василия Великого, XI века с древними фресками.
Церковь Эльмалы, или «церковь с яблоками», так она называется потому, что расположена среди яблонь. Такие странные названия каппадокийские храмы получили ситуативно, после того как были открыты заново в ХХ веке, когда уже давным-давно никто не мог вспомнить их названия. Вот и стали музейные работники называть храмы по некоторым внешним отличительным признакам: церкви «с пряжкой», «виноградная», «яблочная», «темная», «змеиная» и пр. В церкви Эльмалы — свод, в котором девять куполов, поддерживается четырьмя колоннами.
Часовня святой великомученицы Варвары с богатой орнаментальной росписью.
Рядом — церковь святого Онуфрия, или «змеиная» (Йыланлы), XI века. Росписи тут изображают святых Константина и Елену, великомучеников Феодора и Георгия, преподобного Онуфрия.
Каппадокия, роспись
Самый значительный объект музея — церковь Каранлык, или «темная». Здесь очень темно, свет попадает только через одно маленькое окошко. Многие века тут была голубятня, а поскольку свет практически не попадал, фрески отлично сохранились. Отреставрированные, они просто восхитительны.
Каппадокия, церковь Каранлык
Внутри теперь подсветка. Яркие, насыщенные цвета раскрытых и отреставрированных фресок. Чтобы привести храм в надлежащий вид, потребовалось больше десяти лет работы.
Каппадокия, роспись 1

 

Источник

 

 

(284)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *