Шесть лиц Иерусалима: 3 — Иерусалим туристический

ИерусалимВ погоне за рублем паломнические компании насыщают свои программы максимально возможным числом пунктов. Хуже всего приходится паломникам, приезжающим из Египта: туристы, отдыхающие на берегу Красного моря, покупают однодневный тур в Иерусалим за 100 долларов. Они проводят две ночи в автобусе — и всего несколько часов в самом Иерусалиме. Паломничество превращается для них в забег по святыням с препятствиями.

«Я не вижу смысла в бегании из одной церкви в другую», — говорит инокиня Елена, православный гид по Иерусалиму. Паломничество, по ее мнению, надо строить по-другому. «Сюда стоит приезжать для того, чтобы увидеть саму эту землю, где жил Христос и апостолы, а потом по-другому, по-новому прочесть текст Писания. Очень многие вещи в Евангелии понятны, только когда видишь реалии, упоминаемые в нем. Например, дом, построенный на камне, и дом на песке — пример юмора, понятного только израильтянам. Слушатели Христа наверняка хохотали, слыша это. Дело в том, что строить на песке, то есть в долине, здесь просто нельзя — любая долина зимой становится руслом реки, причем горной реки, которая смывает с трассы груженые трейлеры. Или, например, притча о неплодной смоковнице — только тут я поняла, что это притча об иллюзиях. Смоковница устроена так, что видимость плодов на ней есть всегда, кроме зимы, но какая-то часть действительно плоды, а какая-то — то, что на иврите называется выкидышами, они выглядят как инжир, но несъедобны. По-моему, вместо того, чтобы бегать по сомнительным достопримечательностям, лучше сходить в археологический музей, посмотреть на предметы быта того времени. Ведь многое сохранилось, как ни странно».

Израильский писатель Исраэль Шамир (в крещении — Адам), автор нескольких книг о Святой земле и арабо-израильском конфликте, тоже регулярно водит экскурсии. По его мнению, святые места ценны именно тем, что рождают некий отклик в человеческой душе: от простого воспоминания до настоящей перемены мировоззрения. «Если я вожу далеких от Церкви или даже враждебных по отношению к ней людей, то стараюсь показывать им побольше ландшафтов. Ландшафты остались такими же, какими были при Христе, это те самые холмы, которые Он видел. Затем они, может быть, смогут войти в деревенскую церковь. От нее уже можно идти к собору и оттуда — уже в храм Гроба Господня. А после посещения храма Гроба Господня в человеке почти всегда заметны изменения. Водил я одного московского юриста, абсолютного безбожника. И вдруг вижу, выходит он из гробницы Господней весь в слезах. Думаю, жизнь его после этого изменилась. Помните мытаря Закхея? Тоже ведь был жук отпетый, и тот — раскололся».
Продолжение следует…

Источник

(91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *