Шесть лиц Иерусалима: 4 — Иерусалим клинический

Иерусалим, лампады над камнем помазанияКаждый год десятки тысяч туристов и паломников отправляются в Иерусалим для того, чтобы пройти стопами апостолов. На некоторых это производит столь сильное впечатление, что они и сами становятся «апостолами». Местные психиатры даже ввели специальный термин для обозначения этого явления — «иерусалимский синдром». Впрочем, подобные расстройства отмечены и в других особо почитаемых городах, таких как Мекка и Рим.

Врачи психиатрической клиники «Кфар Шауль», куда привозят всех самопровозглашенных апостолов, успели изучить процесс превращения паломника в «святого» достаточно детально. Он состоит из семи этапов: 1) тревожное возбуждение и нервозность; 2) отделение от группы или семьи под предлогом самостоятельного осмотра города; 3) возникновение потребности в чистоте и непорочности, которая приводит к навязчивому желанию принимать ванны и стричь ногти на руках и ногах; 4) изготовление длинного одеяния наподобие римской тоги, обязательно белого цвета. Чаще всего для этих целей употребляется гостиничная простыня; 5) возникновение потребности петь или выкрикивать религиозные гимны, псалмы или цитаты из Библии; 6) торжественный марш к одному из святых мест Иерусалима; 7) чтение бессвязной и сбивчивой «проповеди», в основе которой содержится призыв к человечеству жить более нравственной, простой и благочестивой жизнью. При этом человек полностью осознает себя и просит не мешать ему в выполнении возложенной на него «миссии». В разное время врачи отмечали от 60 до 200 случаев «иерусалимского синдрома» в год.

Все вышеописанное касается исключительно людей, не имеющих в анамнезе проблем с психикой. Религиозная экзальтация длится у них, как правило, не больше недели, и когда человек наконец приходит в себя, ему бывает очень стыдно.

Исраэль Шамир часто сталкивается с паломниками в подобном экстатическом состоянии и относится к ним с пониманием. «Не надо спешить с приведением человека в чувство, ведь через некоторое время это и так произойдет само собой. Если он несколько часов повоображает или на самом деле почувствует себя причастным Христу, то кто я такой, чтобы говорить ему, что это не так? Другое дело, если он решит, что может летать. Тут надо его успокоить: “Христос этого не делал, и тебе не стоит”. Главное — уберечь человека от физического вреда».

Продолжение следует…

Источник

(89)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *