Шесть лиц Иерусалима: 5 — Иерусалим многоликий

ИерусалимИсраэль Шамир — православный христианин. Крестился уже здесь, в Израиле, эмигрировав в 1969 году из СССР.  К Православию и борьбе с израильским национализмом Исраэль-Адам пришел, вернее приехал, на ослике. Работа пресс-секретарем Израильской социалистической партии оставляла ему много свободного времени. Исраэль завел ослицу Люду и, путешествуя на ней, стал заново открывать для себя Святую землю. Постепенно он понял, что нельзя любить только «своих» и что иудаизм для него — это шоры, которые мешают любить всех.

Иерусалим… Мы сидим с Адамом на одной из крыш старого города, в кафе «Папа Андреа’с». Слышно пение муэдзинов, собирающих мусульман на послеполуденную молитву, за муэдзинами вступают колокола лютеранского храма. Это очень по — иерусалимски — уметь уживаться. По-другому, наверно, и невозможно в городе, ставшем священным для трех мировых монотеистических религий, в городе, где еврейский кибуц находится на расстоянии броска камня от арабского двора.

В храме Воскресения Христова, более известном как храм Гроба Господня, та же проблема. Здесь 42 придела (включая те, что на крыше), принадлежащих представителям шести конфессий: православные (русские и греки), монофизиты, католики.

Ключи от храма хранятся у уважаемой мусульманской семьи Джудэ (Joudeh), которая с 1109 года выступает в качестве третейского судьи в межконфессиональных спорах за храм. Хранителем врат является другая семья — Нусейбе (Nusseibeh).

Почетная обязанность передается в обеих семьях от отца к сыну. Каждое утро глава семьи Нусейбе берет ключ у семьи Джудэ и отпирает массивную створку двери. Целый день он следит за порядком в храме, а на закате стуком медного кольца выгоняет последних туристов их храма и снова запирает дверь.

По словам нынешнего главы семьи Нусейбэ, Ваджи Нусейбэ, различные конфессии постоянно спорят друг с другом. «Вот, например, гробница Иосифа Аримафейского , — показывает мне Ваджи закопченную пещеру. — На нее претендуют одновременно и армяне, и сиро-яковиты. Спорящие стороны не могут договориться, кто и как будет его ремонтировать, и в результате помещение находится в самом плачевном состоянии. Похожая ситуация в самом храме». За свой краткий рассказ Ваджи просит скромное вознаграждение в 100-200 евро, но удовлетворяется и двадцатью шекелями.

Продолжение следует…

Источник

(122)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *