Святыни Европы: Черногория

Острожский монастырьПоследнее время нашему Российскому обывателю надоело лежать на пляжах Турции и Египта. Замечен рост туристов в Европу и паломников по всем Зарубежным святым местам. Чтобы удобнее было ориентироваться в журнале “Нескучный сад” даже была опубликована карта “Святыни Европы: карта паломника”. Конечно, многие святыни на ней не указаны, но всё же … для начала, для общего ознакомления со святынями достаточно. Вот такая карта:

Святыни Европы

Черногория — Острожский монастырь — любимое место паломничества балканских христиан. В нем покоится один из самых почитаемых сербских святых — Василий Острожский. Здесь можно увидеть такую картину: паломники снимают обувь и босиком идут в гору пять километров – к мощам святого Василия.

Святой Василий Острожский основал монастырь в скале на высоте 900 метров над уровнем моря. Дорога, которая к нему ведет, выглядит очень опасной — узкий серпантин практически без ограждения. Автобус, чтобы повернуть, вынужден свой нос заносить прямо над пропастью. Туристы обычно в эти моменты испускают вздох ужаса. Но гид всех успокаивает: «Друзья, не волнуйтесь, на этой дороге за все годы существования монастыря (а монастырь никогда не закрывался — прим. Ред.) не было ни одного несчастного случая. Святой Василий хранит всех, кто к нему приезжает».

По сербским меркам монастырь не такой уж древний — он был заложен в середине XVII века и получил свое название благодаря горному утесу в его основании. Обитель состоит из двух частей: Верхней и Нижней. Самый красивый — Верхний монастырь (на высоте 900 метров) с вырубленными в скалах церквями Пресвятой Богородицы и Животворящего Креста, похожими на два крыла летящей белой чайки. Кажется, он парит в воздухе. В этих труднодоступных местах издревле селились монахи-отшельники. Но монастырь здесь появляется только в XVII веке, и связано это с именем великого сербского святого Василия Острожского.

Время жизни св. Василия совпало с турецким владычеством в Сербии, сравнимым по масштабам разорения с монголо-татарским игом на Руси. (Только турки еще более жестоко, чем монголы, расправлялись с местным населением, исповедавшим Православие.) В те годы многие люди оставляли христианскую веру в обмен на «чечевичную похлебку» от властей. 

Святой Василий (в миру Стоян) родился в 1610 году в бедной крестьянской семье. Его родители, несмотря на гонения, открыто исповедовали христианство. Мальчик с детства не стеснялся проявлять свою любовь ко Христу. Видя это, соседи-вероотступники, принявшие ислам, собрались ходатайствовать перед властями, чтобы мальчика забрали в янычары (солдаты в войске Османской империи, состоявшем в том числе и из христианских юношей, которых забирали у семей, не желавших переходить в ислам). Тогда родители Стояна приняли решение отдать мальчика в монастырь, где игуменом был его дядя, Серафим, оказавший на будущего святого большое влияние.

Когда Стоян подрос, игумен Серафим отправляет племянника в Твердош, главный монастырь Герцеговины. Там Стоян принял постриг с именем Василий. В городе Требинье, где находился монастырь Твердош, шла в то время борьба за паству между католиками, православными и мусульманами. Несмотря на опасность, Василий защищает Православие: обращается к народу, ходит проповедовать по домам. За молитвенную помощь и пастырское бесстрашие люди прозвали его «молитвенник райи» («стада», так уничижительно турки называли сербов). 

Василию пришлось терпеть нападки не только от врагов веры, но и от собратьев. Однажды его пытался оклеветать Черногорский митрополит Мардарий (поддержавший унию с католиками). Митрополит согрешил со служанкой, а когда она забеременела, обвинил в своем грехе Василия. Молодого священника приговорили к повешению, но Василию удалось отсрочить исполнение приговора до рождения ребенка. Когда младенец появился на свет, Василий взял его на руки и спросил перед судьями, кто его отец. Младенец сказал всю правду. После этого Мардарий был осужден, а Василий назначен архимандритом монастыря. 

Но будущий святитель не стремился к почестям, он искал уединения, чтобы совершенствоваться в молитве. Василий отправляется на Афон, но по пути заезжает к патриарху Паисию. Патриарх, провидев в молодом подвижнике опору возрождающейся Церкви, благословил его оставаться на Афоне не более года. После Афона Василий побывал в Молдавии с Валахией и дошел до Руси, где ему была оказана помощь для бедствующего народа Герцеговины. 

По возвращении со Святой горы патриарх Паисий посвящает Василия в митрополиты. В это время святителю исполнилось только 30 лет, но уже тогда народ идет к нему за утешением и исцелением. Трудами святого Василия восстанавливаются многие разрушенные в Герцеговине храмы. Но притеснения турок грозят митрополиту Василию жестокой расправой. Тогда он решает уехать в отдаленной монастырь Острог и оттуда управлять своей епархией. 

С появлением св. Василия в Острожском монастыре монашеская жизнь расцветает. За несколько лет отстраиваются и расписываются основные храмы: Введенский, Крестовоздвиженский и др. По монастырскому преданию, последние 15 лет жизни свт. Василий провел в пещерной постнице Острожского монастыря. Здесь, в своей келье он и упокоился 29 апреля (12 мая) 1671 года. Этот день считается днем памяти св. Василия и торжественно празднуется в монастыре. Через некоторое время прямо из скалы над местом его смерти выросла виноградная лоза. Эта старая лоза жива и сегодня, растет прямо из скалы, и это очень удивительно, потому что поблизости нет ни земли, ни воды. Лоза почитается в монастыре как святыня.

Вскоре были обретены нетленными мощи святого Василия, которые сегодня находятся во Введенском храме. Доступ к ним открыт с утра и до позднего вечера. В монастыре очень рады паломникам из России.

Перед поездкой в монастырь у сербов есть обычай держать недельный пост («седмица Василия»). А у ворот монастыря — снять обувь и босиком идти в гору 5 километров, к мощам Василия.

Сербские паломники стараются провести в монастыре хотя бы одну ночь. Сделать это довольно просто: на небольшой площадке перед верхним храмом можно получить небольшую подстилку, плед и подушку — все бесплатно. Есть и гостиница для паломников, она находится внизу, удобств там больше, но они не бесплатны. 

Учитывая обилие паломников и малое количество братии (около 12 человек), вас вряд ли усадят за монастырскую трапезу. Но воду, напитки, кофе предложат. Обычно сербы берут с собой хлеб — и этим их паломническое меню ограничивается.

Святой Василий настолько широко известен на Балканах своей чудесной помощью и исцелениями, что в монастырь идут не только православные, но и католики, и даже мусульмане. Сложное межконфессиональное и межрелигиозное прошлое и те гонения, которые претерпел Василий Острожский от «латинян и турок» при жизни, сегодня никого не смущают. Да и святой Василий, видно, не помнит зла: паломники разных вер и конфессий еще не жаловались на тщету своих прошений. 

 

Источник

 

 

(209)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *