Зачем ездить в паломничество в монастырь?

Троице-Сергиева ЛавраВсякий человек хотя бы раз в жизни лишал себя чего-то ради ближнего: одалживал деньги, нужные самому, помогал старому или больному, терпел несносного человека. И при этом чувствовал благодать, наполняющую душу. Безвозмездная работа на Церковь сопровождается такими же дарами Божиими. По той радости, которую испытывает человек, с работой на Церковь не сравнится ни одно дело и тем более — ни одно удовольствие. Хотя речь идет и о восстановлении или строительстве приходских храмов, чаще всего паломнику удается потрудиться в действующих монастырях просто по причине большей обустроенности последних для приема паломников.

Из собрания писем валаамского схиигумена Иоанна (Алексеева) «Загляни в свое сердце»:

«Монастыри служат для мирян тихой пристанью от волнений житейской суеты: приезжающие сюда отдыхают и возрождаются духовно, ибо в монастыре течение жизни другое, в сравнении с миром, и это очень успокоительно влияет на приезжающих».

Из книги протоиерея Максима Козлова «400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни»:

«Я бы посоветовал каждому верующему хотя бы раз в год ездить на некоторое время в монастырь. На мирянина это очень отрезвляюще действует: критерии, размытые благодаря нашей податливости к этой размытости, приобретают утерянную четкость, и черное снова становится черным, грех грехом, соблазн — соблазном».

Из интервью поэтессы и певицы Ольги Арефьевой журналу «Фома» (№1, 2004):

«Я всех убеждаю, что не надо ездить в монастырь большой компанией, с людьми, которые тебя поддерживают — надо ехать в одиночестве и полностью отдаться на волю Божию. Тогда ты сможешь почувствовать истинное одиночество человека перед Богом. В монастыре часто видишь приезжающие набитые экскурсионные автобусы — это, конечно, тоже хорошо, но это проскакивание по поверхности. Я каждому человеку, у которого есть желание поехать в монастырь, советую обязательно ехать в одиночестве, на более или менее длительный срок. Вот три недели, я считаю — идеально. За это время выветривается всякая дурь, после этого ты или возвращаешься обновленным, или остаешься навсегда».

Особенно приятные открытия ждут гордых и тщеславных. 

В обычной жизни нам редко удается сбросить с плеч гнетущие камни этих страстей. А здесь им, особенно поначалу, не находится места. Гордыню, то есть своеволие, отменяет необходимость послушания. А тщеславие угашают грубость и незначительность выполняемых работ. Люди, успешно осуществлявшие коммерческие проекты ценой в миллионы долларов и полагавшие, что получают моральное удовлетворение от работы, вдруг ощущают, что такое настоящее удовлетворение. Они отыскивают его порой буквально в навозе (если послушание — в монастырском коровнике).

Совершив паломничество в монастырь, человеку открывается «другая» жизнь. Интересными и поучительными в жизни паломника являются знакомства с красотой новых мест, жизнью других людей. Неожиданным может оказаться бытие не только монахов, но и паломников из другого города или деревни. Человек, который только начинает воцерковляться, получает возможность увидеть вершины религиозной жизни, а также другие ее стадии, впрочем, как и падения и искажения.

Если в первый раз паломнику монастырь может казаться раем, а монахи святыми, то со временем и с «помощью» врага открываются настоящие и мнимые недостатки. Возникает опасность критического взгляда на послушание и того, кто дает его. Человек, склонный к осуждению, может даже докатиться до того, что от каких-то послушаний начинает отлынивать, как школьник от урока, позабыв, для чего приехал сюда.

Приходится напоминать себе — что нашим главным делом здесь является не уборка снега или строительство храма, а очищение своей души. И чем непонятнее, проще и тяжелее будет послушание, под которое мы подставим шею, тем большую пользу получим…

Источник

 

(2421)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *