По святым местам Византии. День 5 — Пили — Мавромати

Греция. ФанариМы привыкли совершать паломничества по каким то общеизвестным святыням. Но эта поездка открыла нам другой мир, мир простых современных людей, обладающих живой верой. В наше время есть также праведники, есть чудеса, есть благодать Божия, изливающаяся обильно на всех. Главное – увидеть, остановиться, открыть свое сердце навстречу к Богу.

В одной небольшой деревушке Мавромати стоит скромный деревенский храм в честь малоизвестного святого — Вуколуса. Этот храм построил житель села Костас Насьос. Но человек этот не совсем простой, раз уж сам святой избрал его на служение себе.
Вот, что рассказал нам сам Костас:

Я хочу вас поприветствовать в деревне Мавромати, которая является родиной известного греческого героя Георгия Карайски, возглавившего борьбу с турками. Также хочу вас поприветствовать в нашем храме, который посвящен святому Вуколусу.

Я совсем не знал кто такой святой Вуколус. Произошло одно видение. Я находился под деревом недалеко от часовни нашей деревни. Я смотрел на гору и вспоминал свои детские года жизни. Вспоминал, как в детстве я ходил в одну часовню святой Екатерины и возжигал там лампады. Вдруг я услышал тихие шаги, и увидел перед собой престарелого человека 75 – 80 –ти лет. Он был похож на святого Косму Этолийского. Он мне говорит: — Здравствуй!
— Здравствуйте!
— Я хочу чтобы ты посетил мой дом.
— Кто вы такой?
— Я святой Вуколус. Я хочу, чтобы ты пришел и посетил мой домой.
— А откуда вы?
— Я из Малой Азии.
Это видение было во сне. Я взял карандаш и записал, потому что это очень редкое имя. Хотя я и являюсь певчим храма, но в своей жизни никогда не замечал такое имя. Я сразу пошел в храм, открыл календарь, и действительно увидел, что есть такой святой Вуколус. Его рукополагал еще Святой Иоанн Богослов, любимый ученик Христа.

Конечно, такие видения очень опасны, потому что дьявол может являться в образе ангела, чтобы прельстить человека. Я сразу рассказал об этом своему духовнику. На что он мне ответил, что при первой же возможности я должен отправиться в Малую Азию (в Каппадокию), чтобы найти его дом – храм, который посвящен этому святому.

Прошло 7 лет, прежде чем я прибыл туда. И это не случайно. Греческим консулом в это время был назначен очень верующий человек, который больше всего подходил для нашего дела. Я отправился в Каппадокию, опросил всех греков, там живущих, но никто не помнил уже ничего о храме святого Вуколуса. У руководителя нашей туристической группы нашелся человек, живущий в Константинополе, который нам поведал, что храм находится недалеко от города Смирны. Мы решили отправиться туда. И к 11 часам вечера мы прибыли в сопровождении одного мусульманина к этому храму. Этот храм находился в сильном запустении. Были выбиты окна, двери и т.д., внутри храма даже был помет от собак…

Мне пришлось заплатить много денег туркам, чтобы побывать в этом храме. Но святой Вуколус нас утешил, он показал нам два чуда.

Первое чудо, это то, что я нашел храм святому Вуколусу, единственный храм во всем мире, посвященный его имени.

И второе чудо было, это когда мы пошли с одним монахом в храм, чтобы возжечь свечи. Мы взяли 3 – 4 свечи приблизительно по 35 см. длинной. Такие свечи горят 3 или 4 часа. Мы зажгли в храме эти свечи, а когда пришли туда на следующий день с группой, то увидели, что в алтаре до сих пор горит свеча. То есть она горела 25 часов. Это было второе чудо. Я спросил сторожа: «кто зажег эту свечу?». Мне ответили, что она горит еще со вчерашнего дня. Я умилился, и показал всем это чудо. И когда зашел последний человек нашей группы, то есть когда все увидели это чудо, свеча погасла. Этим святой Вуколус нам засвидетельствовал, что он вместе с нами в этом храме. Все умилились, пропели тропари и величание святому.

Мы уехали в Эфес, где встретились с греческим консулом, который пообещал нам, что сделает все возможное со своей стороны для этого храма. Он посоветовал нам обратиться в ЮНЕСКО и Министерство Культуры, чтобы восстановить храм.

В Министерстве иностранных дел мне ответили, чтобы восстановить храм святого Вуколуса нужно построить мечеть в городе Трикала. Я сказал, что этого никогда не будет и ушел.

Для восстановления храма необходимо было 4,5 миллиона долларов. Таких денег нам не найти.  И я решил продать всю землю, которую имею и построить храм в честь святого Вуколуса у себя в деревне, в котором мы с вами теперь находимся. Все произошло очень быстро.

Когда я уже начал строить этот храм, я не переставал общаться с консулом в Константинополе. И однажды он мне сказал, что нашел возможность восстановить тот храм. Выделены деньги от министерства экономики — 4,5 миллиона. На следующий год я снова собираю группу и еду туда, чтобы совершить там литургию. И это была первая литургия за последние 92 года. Я заплатил всем служащим в Мэрии, и при плотно закрытых окнах мы совершили литургию. Два сторожа-турка, оказались православными и они молились вместе с нами всю литургию. Это нас тоже очень умилило. Но если бы нас поймали, то мы бы оказались в тюрьме. Святой Вуколус не допустил этого. Церковь в Измире будет восстановлена и будет носить статус культурного центра.

Память святого Вуколуса празднуется 6 февраля. Он был пастух. И этот храм, в котором мы сейчас находимся был раньше домом для овец. Так захотел Вуколус. Житие его очень кратко. Он был первым епископом Смирны. После его кончины, на его могиле выросло дерево. Тот кто вкушал плоды этого дерева, исцелялся от любой болезни. Он был очень милостивым человеком, много трудился для бедных людей.

Еще я хочу рассказать вам об одном чуде. В прошлом году, когда я был на острове Эгина, я рассказал о Вуколусе в автобусе нашей группе. И одна женщина очень сильно восприняла этот рассказ. Она пришла в этот храм и молилась горячо Святому Вуколусу. После того, как она вернулась домой, ей позвонил ее сын и сказал, что вдруг почувствовал, что стал здоров, тот недуг, который его мучил с ранних лет отошел. Мать рассказала ему, что она сильно молилась за него святому Вуколусу. И они вместе приехали сюда, чтобы поблагодарить святого. С тех пор этот человек много помогает нам, особенно в издании книги про святого, так как имеет свою типографию.

Было еще много чудес, но не буду вас утомлять. Прошу вас взять себе иконки святого Вуколуса столько, сколько желаете. Как то раз одна женщина в Афинах услышала о святом Вуколусе и стала молиться ему о своей проблеме. И святой Вуколус ей сказал: «Я хочу чтобы мое имя стало известно». Она позвонила митрополиту, а тот мне, и я напечатал 20 тысяч икон святого.

Я вас очень благодарю, что вы посетили наш храм. И пусть вам святой Вуколус будет спутником и покровителем. Молитесь ему и он будет совершать чудеса в вашей жизни.

Господин Костас Насьос, которому явился святой Вуколус

В храме также хранятся часть животворящего Креста Господня и  часть камня Голгофы с каплями Крови Спасителя.

Господин Костас раздает паломникам иконки св.Вуколуса в храме его имени

Святитель Вуколус, епископ Смирны

Затем мы посетили древний храм 12 апостолов. Приблизительно в 1840 году, когда был управляющей этой области один турок, он приказал срубить на этом месте деревья — платаны. Его жена во сне увидела сон: 12 мужей, одетых в темные одежды просили ее, чтобы она передала своему мужу, что на этом месте нельзя срубать платаны. Она передала сон, но муж ее не послушал. Когда рабочие пришли сюда и срубили первый платан, то сильный ветер поднял его в воздух. Все разбежались, спасаясь от ветра. Когда все стихло и осела пыль, это дерево снова оказалось на том же месте, но вверх корнями. Рядом с деревом забил источник, сохранившийся по сей день.

Рабочие вернулись в деревню и рассказали все хозяину. Турок пришел сюда и удостоверился во всем сам. Он вспомнил про сон своей жены, и про 12 мужей, которых она видела. Кто -то ему сказал, что в христианстве число 12 означает 12 апостолов. И он дал распоряжение, чтобы на этом месте был построен храм в честь 12 апостолов. В 1845 году он был построен.

Икона 12 апостолов

Иконостас Храма 12 апостолов

Есть еще одна особенность этого места. Неподалеку от храма на верху скалы есть пещера, где находится икона Богородицы. Во время Османской империи, когда здесь были турки, неподалеку стояло дерево с большим дуплом, из которого тек источник. Внутри дупла была икона Богородицы. Когда турки проходили через эту местность, они остановились, чтобы попить воды. И увидев икону, они стали плевать на нее, ругать грязными словами, и своими штыками выкололи ей глаза. Икона вдруг исчезла. Жители деревни ее искали, но не нашли. Через несколько лет они увидели на скале свет. Поднявшись туда, обнаружили пропавшую икону на самой скале. Жители сделали тропинку к ней, чтобы легко можно было к ней подняться, и много совершилось чудес от нее. Со временем икона истлела и была написана иконописцем заново на самой скале.

Колокольня Храма 12 апостолов и белый крест на скале над местом где находится икона Богородицы

Мы путешествовали по области Фанари. Когда сюда пришли турки, они превратили все местные монастыри в овчарни. Много издевались над народом, высмеивая христианство и заставляли греков отречься от своей веры.

В это время митрополитом этой области был священномученик Серафим. Он родился здесь же от благочестивых родителей, образование получил в одном из монастырей. Повзрослев он ушел в монастырь Корона и стал послушником, а затем и монахом. Вскоре своими добродетелями он превзошел всех насельников обители и его выбрали игуменом этого монастыря, а затем и митрополитом области Фанари. Это было в 16 веке.

Митрополит Серафим был обвинен в восстании против турок и его приговорили к смертной казни. Турки заставляли его принять мусульманство. Они морили его голодом и давали пить желчь и уксус. Затем положили на него тяжелый камень, чтобы продлить его предсмертные мучения. Над эти камнем построена часовня.

Камень, под которым умер Свмуч.Серафим

Безжизненное тело митрополита сначала повесили на кипарисе, чтобы внушить страх грекам. Затем ему отсекли голову, а тело сбросили с обрыва. Голову отвезли в город Трикала и вместе с другими головами повстанцев ее выставили на главной площади города. Причем все головы смотрели на северную сторону, а утром, когда приходили люди, обнаруживали, что голова митрополита повернута на восток. Игумен монастыря святого Виссариона подговорил одного человека, чтобы тот ее выкрал у турок. Но его увидели во время кражи, стали преследовать, и ему пришлось бросить голову в реку, а самому бежать. Через некоторое время он стал искать голову. Он увидел в одном месте свет и попросил рыбаков забросить туда сети. И голова была обретена. Сейчас большая часть главы хранится в монастыре Корона, а меньшая здесь на месте его мученичества в храме, построенном в честь него. Память его совершается 4 декабря — в тот день, когда он принял мученическую смерть.

Храм Священномученика Серафима

Одна турчанка, которая присутствовала во время мучений митрополита, ругалась на него, говорила, что так ему и надо,… и когда в очередной раз повернулась в его сторону, чтобы продолжить ругательства, ее голова застыла. Она прожила 15 лет с повернутой в сторону головой. А когда раскаялась, помолилась митрополиту, и ее голова вернулась в нормальное положение.

Священномученик Серафим

Местные жители очень дружелюбные и любят свое село. Они даже создали свой музей, в котором хранится очень много вещей старины, церковной утвари и даже облачения священномученика Серафима.

Мы посетили неподалеку также и монастырь Корона, в котором подвизался свмуч.Серафим. Насельник монастыря отец Кирилл немного рассказал нам об обители.

Добро пожаловать в наш монастырь. Я хотел бы пожелать вам, чтобы Богородица и священномученик Серафим всегда покровительствовали вам в ваших добрых делах.

Монастырь Корона был основан в 1123 году. Когда была обретена икона Всецарица. Построен он Имератором Иоанном Камненым. В результате землятресения монастырь был разрушен. Его отстроили заново. В 1587 году монастырь был расписан монахом нашего монастыря Даниилом. Он был известным иконописцем, он расписал некоторые монастыри Метеор, монастырь святого Виссариона, монастырь святого Дионисия на Горе Афон. Во время турецкой оккупации в наш монастырь пришел святой Серафим, который стал игуменом, а затем митрополитом. Он старался поддержать местное население духовно, материально, организовал школы, и т.д.

Монастырь был очень известным. Многие греки находили себе духовное утешение здесь и убежище во времена турок. Поэтому он в 1821 году был сожжен турками. И в 1880 году тоже пострадал от пожара во время освобождения Фессалии от турок. В 1900 году монастырь передал свои земли семьям, которые прибыли с территории Турции при обмене населением. 3 декабря 1943 года во время немецкой оккупации монастырь был снова сожжен, было много потеряно рукописей и других ценных вещей.

Во время пожара произошло чудо — икона Богородицы в иконостасе совершенно не пострадала – она называется Всеблаженная.

Икона Божией Матери, уцелевшая после пожара

Монастырь еще называется «Корона», потому что он украшает вершину горы как корона. Есть еще одна версия. Одна императрица, посещая наш монастырь, подошла чтобы поклониться иконе Богородицы, то корона упала с ее головы и она оставила ее в дар монастырю. Но все источники подтверждающие эту версию, были утрачены во время пожаров.

Монастырь живет по Афонскому уставу. Два раза в год у нас совершаются особые торжеста. 8 сентябрь – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и 4 декабря – в память митрополита Серафима.Очень много паломников посещают наш монастырь со всей Греции. Совершаются чудеса от иконы Богородицы и от мощей Серафима.

Я желаю, чтобы священномученик Серафим покровительствовал вам во всем.

Глава священномученика Серафима

Храм в монастыре Корона

Мы двигались в нашем паломничестве в сторону живописного горного озера Пластира. И по пути заехали в мужской монастырь Петрас.

Монахи встретили нас очень радушно, угостили кофе и лукумом, а один из них — отец Пантелеимон рассказал про обитель.

Для нас большая радость что вы вместе с нами в нашем историческом монастыре.

Монастырь называют Аграфон, в честь гор, которые окружают эту местность, а название Петрас он носит, потому что построен на большой скале, напоминающей камень.

Он был основан благодаря тому, что была обретена икона в 16 веке. Пастухи увидели свет, освещающую скалу. Им показалось это странным. Пришли на это место. И нашли пещеру, в которой была икона Божией Матери, которая висела прямо на скале без всяких вспомогательных креплений. Они принесли ее в свою церковь, но на следующий день ее не оказалось на месте. Снова они увидели свет там, где нашли ее. Пришли и увидели опять эту икону, и снова забрали, и опять она вернулась на свое место. И так было три раза. Тогда они поняли, что она хочет остаться в пещере. Позднее стали собираться монахи и построили здесь монастырь.

В одно время монастырь опустел, умер последний монах незадолго до второй мировой войны. И здания без присмотра стали разрушаться. Так более 40 лет монастырь оставался пустым. Двери были открыты, внутрь попадала влага, заходили животные. Церковь сильно повредилась, была большая трещина по середине. 30 лет назад решили разрушить этот храм, так как он был опасен для жизни тех, кто приходил сюда. Но люди, живущие в соседних селах не дали его разрушить, а пообещали, что отремонтируют его. Так храм был спасен. Удивительно то, что сохранились фрески и иконостас в таком хорошем состоянии.

10 лет назад митрополит этой области пригласил нашего старца Дионисия, чтобы его братство пришло и поселилось в этом монастыре, чтобы возродить здесь монашескую жизнь. Сейчас нас здесь более 30 человек и пока мы живем в вагончиках.

Мы провели раскопки, чтобы найти древний фундамент от старых строений, сделали проект восстановления монастыря, чтобы войти в государственную программу реставрации.

С помощью Божией Матери надеемся, что монастырь будет отстроен.

Иконостас. Монастырь Петрас

Икона Божией Матери в пещере. Монастырь Петрас

Беседы переводил гид Греческого Православного паломнического центра «Солунь» Алексей Лебедев.