Пасха на Святой Земле. Из дневника паломника

КувуклияВеликий Пяток.

Впечатлений от Иерусалима множество, описать все просто невозможно, и народу столько же сколько и впечатлений. Ходили Крестным ходом по «Виа Долороса». Шествие в этот раз возглавлял не Патриарх, а один из митрополитов. И вообще, сегодня день был посвящен в основном Крестному пути Спасителя и всему, что с ним связано. Закончился день в храме Гроба Господня. Голгофа, камень миропомазания, Гроб Господень — словами не передать, колоссальные впечатления! Самое интересное, что мы попадали во все Святые места согласно времени происходивших событий. Причем, это не планировалось, все как-то само получилось, по воле Божией.

Когда идешь Крестным путем в Великий Пяток, отчасти понимаешь, что испытывал Спаситель, когда шел в базарный день города по его тесным, полным народа, грязным улицам, окровавленный, под палящим солнцем, сжимаемый со всех сторон народом, сострадающим, участным Его судьбе или вовсе безучастным, занимающимся своими делами, торгующим и кричащим.

Пойдем в ночь в Миссию на Чин погребения, который здесь проводится в 2 часа ночи, а поутру направимся в храм Гроба Господня на церемонию схождения Благодатного огня. Попадем-не попадем, как Бог даст. Да это и не самоцель, хотя я, конечно, приложу все усилия, чтобы попасть. Но уже одно то, что мы в Иерусалиме — чудо!!!

Великая Суббота.

В Вечном городе ничего со времен Спасителя не изменилось. Как было тогда, когда Он в Свое время шел по этому пути, так и сейчас. Лавки не закрывались, народ наперебой предлагал «купи крестик — уан доллар» (как вариант: воду, открытки и проч.) То что связано с торговлей и деньгами, здесь не прерывается никакими событиями, по крайней мере в старом городе. (кроме шаббата, конечно).

Сегодня побывали на церемонии благодатного огня. Я вам скажу, друзья мои, — это нелегкое испытание. Первое, что надо сделать — положится на Бога и отказаться от желания непременно, и во что бы то не стало попасть. Второе — пойти в Русскую Миссию на службу, которая начинается в 2 ночи и заканчивается около 7 утра. И после ее окончания нужно идти в старый город к храму Гроба Господня. Тут возникает самая главная проблема. Несколько улиц сливаются в одну, с очень маленьким входом во двор храма. Если учесть что на Благодатный огонь кто только не идет, можно себе представить, количество народа, которое скапливается в этих улочках. Улочки перекрыты местной полицией и ОМОНом. Набирается много народу, кто-то стоит, кто-то лезет вперед, но не пускают.

Мы удачно пристроились за отрядом ОМОНа, который двигался к заслону на помощь своим, и добрались до барьера. С одной стороны это было удачно, с другой — едва не закончилось плохо. Перед нашим носом закрыли проход и не открывали больше полутора часов, и мы (я, моя матушка, и паломница) оказались прижаты к металлическим барьерам. Народ напирает, ОМОН с другой стороны сдерживает, крики, ругань, вопли. В общем, думал, задавят. Обратно выбраться было нереально. С Божией помощью, мы все же прорвались, но нужно было еще войти в храм. Удивительно, но это оказалось проще, и мы потратили минут 10, тогда как на предыдущий этап — почти 3 часа. Началось напряженное ожидание. К Кувуклии подойти было нереально, поэтому мы остановились в некотором отдалении от нее, ее саму не было видно, но было видно всех тех, кто вокруг нее находился. Уже одно то, что мы оказались внутри храма в этот день — счастье!

Несколько замечаний: в храм мы попали в 10.30, вышли 15.00. Все это время стоял непрекращающийся гвалт, никакой тишины не было и в помине. Даже драки были. Арабская молодежь — это нечто! Такое ощущение, что попал не в храм, а на футбольный матч Челси — Галатасарай.

Когда в Кувуклии молился Патриарх, то по всему храму были видны сполохи похожие на молнию, фотовспышки так не отсвечивают на стенах, они дают рассеянный свет или отсвет, а тут вспышки были в виде маленьких молний. Это я и моя матушка действительно видели. Огонь не обжигает первые несколько минут. Но все же довольно горячий, так что можно и обжечься, но все равно, если просто зажечь пучок свечей то обращаться с ним как с тем, который бывает в Храме — нельзя. Огонь распространяется очень быстро в народе, и это тоже сопровождается некоторыми световыми явлениями, в виде белого свечения, но очень недолгого. Ну и в связи с некоторыми настроениями в Иерусалимской церкви, замечу, что когда появился нынешний Патриарх Феофил, народ стал скандировать: «Аксиос!», тогда как сторонники смещенного бывшего патриарха Иеремии свистели и кричали. Но их все же как-то угомонили.

Благодатный огонь

Благодатный огонь

Пасха Христова!

Пасху мы встречали в Русской миссии в Иерусалиме. Можно было пойти на Гроб Господень, но ведь Его Воскресение было одинаково для всех уголков нашей вселенной, да и не знали мы, как там и что происходит. Греческого языка я не знаю, шум там стоит такой, что помолится толком точно никак не получится. Да, кроме того, и Литургия где-нибудь на севере Архангельской области точно такая же, как и в храме Гроба Господня. В общем, выбор был сделан в сторону Миссии, и как оказалось не зря.

Было, конечно, немного тяжеловато: после предыдущей службы поспать удалось всего ничего, часа 2. Пасхальная заутреня началась в 2 ночи, служило ее большое количество духовенства, человек 30 из разных уголков нашей Родины, практически все приехали с паломническими группами. Спокойно, чинно, молитвенно и торжественно, прошла служба, пел мужской хор Миссии. Все как в России, даже Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II читали, как и у нас в храме — перед причастием. Радость духовная переполняла всех. Было очень празднично и хорошо, все наши паломники причащались.

Священник Павел Конотопов

Из дневника паломника

Источник

(91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *