Традиции празднования Пасхи в Грузии

Грузия. ПасхаИсторик Вахушти Багратиони так описывает празднование Пасхи в древнем Грузинском царстве. После Пасхальной службы грузины поздравляли друг друга с великим праздником и устраивали малую трапезу с мясом и вином. Немного подкрепившись, они выходили во двор, и начинались различные игры-соревнования: стрельба из лука, игра с мячом, конные состязания. После этих игр католикос-патриарх, епископы, духовенство и народ по приглашению царя садились за великую трапезу. Во время праздника особая группа людей – «чона» (ჭონა) – ходила по домам и пела разные веселые песни, прославляя воскресшего Спасителя, подобно «алило» – колядующим на Рождество. Их награждали красными яйцами, съестным, вином и деньгами.

В наши дни традиции празднования Пасхи сочетаются с фольклорными обычаями. Немногие, правда, знают значение и смысл этих ритуалов. В Западной Грузии в Ланчхутском районе в селе Шухути в пасхальный день до сих пор играют в «лело бурти». Этому обычаю уже 300 лет. Игра очень азартна и зрелищна; мяч для нее шьют сами сельчане, его вес – 16 кг. Мяч хранится в храме, и на Пасху игру начинает священник, бросая мяч участникам состязания. Село делится на две команды: верхняя и нижняя Шухути. Игра похожа на регби, в ней разрешено любым способом овладевать мячом, правил почти нет. Раньше в игре принимали участие и женщины; к сожалению, сегодня в «лело бурти» играют только мужчины. Побеждает та команда, которая с мячом перейдет реку, что течет посреди села, и положит его на другом берегу. Победители ликуют и обходят всё село, принимая поздравления, а мяч относят на кладбище и оставляют там в знак уважения к умершим предкам.

В горных районах Пасха Господня почти в каждом селе празднуется по-своему. Например, в родном селе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Сно в этот день мальчики состязались в стрельбе из лука. Их возглавлял уважаемый старейшина села. Они обходили село с возгласами: «Христос воскресе!». После ответа: «Воистину воскресе!» – входили во двор, где угощались на трапезе. Обойдя село, начинали соревнование: стреляли из лука по мишеням, в качестве которых использовали крашеные яйца. Попавший в мишень первым считался победителем, его награждали особо.

В горных районах никогда не забывали об усопших и, собираясь на могилах, катали пасхальные красные яйца, говоря: «Христос воскресе!»

В южной Грузии после ночного Пасхального богослужения все расходятся по домам, а утром женщины пекут пасхальный хлеб в тандыре; этот хлеб является обязательной частью пасхальной трапезы. Мужчины готовят мясо – свиные окорока, специально отложенные для Пасхи. Традиционные вино и сыр, конечно, тоже присутствуют на столе.

Раньше жители Имеретии собирались на литургию с первым пением петухов: когда петух кричал, все уже были в храме. Этот обычай основан на евангельском рассказе. После окончания Пасхального богослужения всю ночь звонят в колокола, на улицах танцуют и поют народные песни.

В Самегрело Пасхальное богослужение начинается в 12 часов ночи. Храмы заполнены народом, по окончании литургии все вместе поют «Христос воскресе». С пением христиане расходятся по домам. Главным пасхальным блюдом является жареный целиком поросенок. На следующий день многочисленные родственники и гости, продолжая празднование Пасхи, снова поют «Христос воскресе». Тамадой выбирается самый уважаемый церковный человек, которому в знак почета дают голову поросенка.

Восточная Грузия имеет свои пасхальные традиции. В Кахетии после ночной Пасхальной службы кахетинцы отдыхают до утра, а утром начинают пасхальную трапезу. Для Пасхи сохраняют вино в особом кувшине, который называется «зедаше» (ზედაშე). На праздник кувшин открывают, часть вина жертвуется в храм для богослужения, а оставшимся угощают гостей на трапезе. Традиция «зедаше» имеет очень древние корни. В восточной Грузии были храмы, где кувшин для вина находился в течение года во дворе церкви, и прихожане постепенно наполняли его, а в праздник вместе пили это вино. Кахетинское застолье, по обычаю, длится очень долго; главное пасхальное блюдо – жареный барашек. Тамадой на трапезе часто выступает священник, поются пасхальные песнопения и народные песни. На всей Светлой седмице люди ходят друг к другу в гости.

Торжественность праздника Пасхи подчеркивается особенностями природы Грузии. В пасхальный день в Грузии всегда солнечно, вокруг все цветет, как будто и природа поет: «Христос воскресе!» Обычаи грузинского народа помогают всем вместе переживать ту большую радость и любовь, которые принес нам Воскресший Спаситель, делиться ими друг с другом. Ведь тот, кто не радуется воскресению Христа, не верит в это, – не верит вечному.

«И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15: 19–21).

Источник

(176)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *