Богомольный путь от Московы до Троице-Сергиевой Лавры

Троице-Сергиева ЛавраДавний христианский обычай ходить на богомолье к святым местам по северной московской дороге обрел постоянство и силу в XIV в. вместе с ростом и укреплением Троице-Сергиева монастыря, вместе со всенародной, всероссийской славой его основателя Преподобного Сергия Радонежского. Особо прославила монастырь по всей Руси его героическая оборона в начале XVII в.

гробница с мощами преп.Сергия Радонежского

гробница с мощами преп.Сергия Радонежского

Северная дорога, Троицкая, Патриарший тракт, Ярославское шоссе – по-разному называли древний богомольный путь. Начинался он у Никольской башни Московского Кремля и шел по улицам Никольской, Лубянке, Сретенке, Мещанской и дальше через Крестовскую заставу на Ярославскую дорогу.

Паломничество в Троице-Сергиев монастырь (в 1744 г. ему присвоено звание Лавры) всегда занимало особое место в сознании русского общества. В середине XIX в. Троицкая дорога уже выложена камнем, а затем (1862 г.) строится первая на Руси частная железная дорога Саввы Мамонтова.

Главные города по Ярославской дороге по пути в Сергиеву Лавру – Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково. Вдоль этого пути исстари строили храмы, ставшие светлыми вехами для богомольцев.

Богомольный путь от Московы до Троице-Сергиевой Лавры

Богомольный путь от Московы до Троице-Сергиевой Лавры

С незапамятных времен, от самой зари православия на Руси стал Троицкий путь дорогой паломников и богомольцев. Сначала к святыням Ростова и Суздаля, потом Владимира и Переяславля Залесского, а с конца XIV столетия – к стенам Сергиевой обители. В память о подвижнике, который, как известно, никогда не ездил верхом, многие шли пешком. Так сложилась традиция пеших походов из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Одни шли поклониться чудотворным иконам и святым мощам, другие – испросить здоровья, удачного свершения дел. Со временем обустроилась дорога, и возникли на ней красавицы-церкви, ставшие путеводными вехами для многих поколений русских богомольцев.

Строительство Ярославской железной дороги и особенно безбожное XX столетие подорвали, ослабили древнюю традицию. Тем не менее встречаются трехдневные пешие походы в Сергиев Посад и в наше время.

Паломничество обычно начинали от Красной площади. Здесь стоит самая знаменитая часовня старой и новой Москвы – Иверская. Построена она специально для чудотворной Иверской иконы Богородицы из Иверского монастыря на Афоне. Точную копию иконы привезли в Москву 19 мая 1669 г. Помолившись перед Иверской отправлялись в путь.

Иверская часовня и Воскресенские ворота восстановлены осенью 1995 г. 25 октября специальный самолет из Греции доставил с Афона в Москву новый точный список чудотворной иконы. На следующий день икону крестным ходом перенесли в устроенную для нее часовню. Ежедневно с 8 до 20 часов здесь идут непрерывные молебны, где служит поочередно все московское духовенство.

Помолившись на дорожку перед Иверской, выходим на Красную площадь. Справа – Никольская башня Кремля. Впереди светятся через площадь купола-маковки храма Василия Блаженного. Слева – возрожденный Казанский собор.

Казанский собор испытал на себе все превратности XX столетия. В 1920 г. был захвачен обновленцами – церковниками, согласными на полное сотрудничество с новой властью. В 1936 г. снесен. В 1990 г. возникло стихийное народное желание восстановить утраченный собор. К 1993 г. Казанский собор восстановили.

Дальше и цари, и простые русичи, осенив себя крестным знамением и поклонившись на три стороны, шли по нынешней Никольской улице. Когда-то вдоль Никольской улицы располагались иконные ряды. Здесь в изобилии торговали свечами, лампадным маслом, церковной утварью, различного письма иконами. Поэтому Спасский монастырь, основанный здесь в 1600 г. царем Борисом Годуновым, стали называть Заиконоспасским.

Никольская улица невелика и заканчивается у Лубянской площади. Когда-то здесь располагались переселенцы из Новгорода, и некоторые специалисты считают, что название «Лубянка» пошло от новгородцев – была у них улица Лубяница. Но есть и другое мнение: название это местного происхождения – от луба, которым крыли мелкие лавочки.

Перебравшись через площадь, попадаем в «ущелье» между «Детским миром» и новым зданием КГБ (по-нынешнему ФСБ). Это – улица Большая Лубянка.

За бульварным кольцом Большая Лубянка переходит в Сретенку. «Сретенье» – слово древнерусское и означает «встреча». Летом 1395 г. шел на Москву с полчищами воинов ордынский хан Тамерлан. Московское княжество не могло противопоставить ему равную силу. Оставалась надежда только на Бога и защиту Богоматери – покровительницы России. Тогда великий князь Василий Димитриевич повелел принести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери Владимирскую, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и прославленную многими чудесами.

Десять дней несли на руках икону в Москву, и на всем пути стояли вдоль дороги люди и молили: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» Далеко за городскими воротами встречали икону московские жители: «весь град изыде противу иконы на сретение ея». Встреча произошла 26 августа. И Тамерлан неожиданно для всех прекратил поход и пошел назад. Москва избежала разорения, и в память о чудесном спасении на месте встречи иконы был устроен Сретенский монастырь.

Ни одно богомолье царей, патриархов и простых паломников не обходилось без молебнов в Сретенском монастыре.

Среди монастырских святынь – точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину. По преданию, именно в это покрывало было завернуто израненное тело Иисуса Христа, положенное после распятия на три дня в каменную пещеру.

Сретенский монастырь стоит в конце Большой Лубянки, а в самом начале Сретенки расположился храм Успения Богородицы в Печатниках. Построен он в 1695 г. и называется так потому, что при зарождении в Москве печатного дела здесь расселили работников новой профессии, которых называли печатниками.

На другом конце Сретенки, у самого Садового кольца стоит церковь Троицы Живоначальной. После Сухаревской площади храмы встречаются уже реже. Сначала попадаем на 1-ю Мещанскую улицу.  В середине Мещанской, также слева, – возрожденное подворье знаменитого Серафимо-Дивеевского монастыря с часовней в честь одного из любимейших русских святых – преподобного Серафима Саровского.

Перед самым выездом на Рижскую площадь, влево от Мещанской, идет Трифоновская улица. Названа так по стоящему здесь храму мученика Трифона в Напрудном. Это один из старейших православных храмов Москвы.

После метро «Алексеевская» справа  находится церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Построена она в 1680-х гг. В те же сроки возвели здесь и роскошный деревянный дворец, простоявший до начала XIX в. В храме сохранились особые молельные комнаты для царя и царицы. Храм не закрывался. В церковной ограде находится Алексеевское кладбище, на котором покоятся многие праведники. В приделе мученика Трифона – точная копия пещеры Гроба Господня, что в Иерусалиме.

Уже на выезде из Москвы слева от Ярославского шоссе, в районе станции «Лосиноостровская» стоит довольно молодой (нет еще и ста лет) храм мучеников Адриана и Наталии. Построен в 1916 г. в псково-новгородских традициях. Не закрывался. Гордостью прихожан является удивительно красивый иконостас, выдержанный в духе иконостасов XVI столетия.

 

В Мытищах у самого шоссе стоит высокая голубая красавица – церковь Владимирской иконы Божией Матери. Мытищи получили название от стоявшей здесь таможни. В былые времена со всех проезжавших по дороге или проплывавших по судоходной тогда Яузе собирали мыт – торговую пошлину. По старой православной традиции в храме работает бесплатная столовая для бедных. Кормят всех.

Следующий крупный город – Пушкино.

К 300-летию династии Романовых
Не проезжайте мимо Клязьмы. Здесь расположен один из красивейших подмосковных храмов – Спаса Нерукотворного Образа. Или попросту – Спасский. Строили его к 300-летию царской династии Романовых (1913) и потому построили особенным, в новорусском стиле. Последний царь династии – Николай II – здесь никогда не бывал, но рассказывают, что, проезжая мимо Клязьмы в Сергиеву Лавру, сделал в сторону храма устное и рукотворное приветствие.

Впереди – Талицы. Талицы – середина пути от Москвы до Сергиева Посада.
Продолжая поход, попадаем в село Рахманово. Местная церковь Вознесения Господня известна с 1654 г.

Впереди – село Голыгино, а за ним село – Воздвиженское — церковь Воздвижения Креста Господня (1845). Храм построен на историческом месте. По традиции сюда являлись троицкие власти с иконами и просфорами встречать приезжающего государя. Здесь была последняя остановка Димитрия Донского перед встречей с Преподобным Сергием Радонежским.

Если отправиться дальше прямо, то вскоре появится село Рязанцы. У самой его границы, справа от дороги, стоит памятный деревянный крест. Надпись на кресте разъясняет, что на этом месте состоялось духовное общение святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского. В 1390 г. во время поездки святителя по церковным делам в Москву он оказался на этом месте, недалеко от Троицкого монастыря. Однако времени заехать в монастырь никак не находилось. Тогда, помолившись, епископ Стефан поклонился в сторону обители и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Преподобному Сергию случилось в это время быть с братией на трапезе. Услышав духом Стефаново приветствие, он встал и с поклоном ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою». В память о сближении святых душ место это стали называть Поклонной горой и отметили сначала деревянной, а в XVII в. каменной Крестовской часовней, разрушенной в 30-е гг. грешного XX столетия.

Если пойти налево, то мы попадаем в Радонеж. Здесь в юношестве жил с родителями будущий святой, здесь же они и закончили земной путь.

Хотьково. Покровский монастырь

Хотьково. Покровский монастырь

Дорога к Радонежу одна и далее приведет в Хотьково, а там – в Покровский монастырь. В Покровском соборе монастыря находится рака, где покоятся мощи святых Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского.

А затем и Сергиев Посад.
Троице Сергиева Лавра

Использована статья Анатолия Мацукевича. Источник

(2250)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *