Вифлеем сегодня

ВифлеемГород, где родился Христос, в иудейской древности был маленьким и незначительным. Вифлеем сегодня — одно из главных мест паломничества для христиан. Паломники и туристы здесь — желанные гости. Но для местных Вифлеем — один из «островов» Палестинского архипелага, на которые рассечены палестинские территории Израиля. Его жители — христиане и мусульмане — входят и выходят из города по пропускам. Может быть, благодаря общим проблемам у вифлеемцев разных вер немало общего, особенно под Рождество?

Вифлеем за стеной

Огромные, в два обхвата, узловатые, как натруженные руки, ухоженные, как любимая буренка, растут на земле Вифлеема тысячелетние оливы. По преданию, их посадила сама Богородица. Каждый год я приезжаю за их зеленым соком. Я привожу его с собой в Россию друзьям — на крещение детей или на елеосвящение. Правда, в Русской Церкви считают, что для помазания сойдет любое постное масло, необязательно оливковое, но ведь и в Эфиопской Церкви вино обычно не виноградное — а все потому, что там виноград не растет. Если же хочется, чтобы было так, как надо, то вино должно быть виноградное, а масло — оливковое. И конечно, это масло хорошо не только в литургических целях.

В Вифлееме много местных легенд о Богородице. Рассказывают, именно здесь Она насадила масличный сад, на землях соседнего городка Бейт-Джала. Масло из этого городка стоит дорого: в два, а то и в три раза дороже, чем любое другое масло Палестины. Народ его называет «румани», то есть «римское», из древних олив, посаженных во времена Римской империи. Казалось бы, живи и радуйся, но все же в Бейт-Джале по сей день в рассказе о Рождестве сквозит сожаление. Почему, мол, Спаситель родился не в Бейт-Джале, а в Вифлееме? Местные жители считают, что именно через Бейт-Джалу шла Мария, и даже останавливалась там, где сейчас стоит православная церковь, и ночлег ей предложили — но она решила отправиться рожать в Вифлеем, во исполнение пророчеств и «по приказу римского прокуратора».

Впрочем, церковная традиция считает, что Богородица пришла по главной, короткой, дороге, где ровно на полпути между иерусалимским храмом и Вифлеемской пещерой Рождества была найдена в 1992 году древняя восьмигранная византийская церковь Кафисма, в центре которой — скала, где, по преданию, Богородица отдыхала.

Главная дорога идет через израильский КПП, через дверь в огромной восьмиметровой бетонной стене.

В XX веке Вифлеем стал попросту пригородом Иерусалима, но и в старину он был рядом. От пещеры Рождества до Иерусалимского храма по прямой — примерно десять километров.

Что дозволено туристу, нельзя аборигену

Судьбы города и храма резко менялись в последние годы. Город был грязным, запущенным, но открытым для всех в первый период израильской оккупации (1967-1987). С 1987-го по 1993 год бушевала первая интифада — гражданское неповиновение палестинцев оккупационным властям. Стабильность наступила при Арафате (1993-2001): палестинские власти заасфальтировали дороги, построили парковки, открыли новые гостиницы и рестораны. Площадь города преобразилась — автобусная стоянка стала красивой пьяццой в итальянском стиле. Здание полиции, перед которым раньше дежурили израильские джипы с вооруженными до зубов солдатами, было снесено, и на его месте построен Музей палестинской культуры и археологии.

Затем, во время второй интифады, в 2002 году, израильские войска заново оккупировали Вифлеем. Их танки давили машины, расстреливали жилые дома и школы. Десятки палестинцев нашли тогда убежище в соборе Рождества. Израильтяне осадили церковь и стреляли по храму. Только мужественный прорыв нескольких европейских активистов, принесших еду и воду в церковь под огнем израильтян, спас осажденных. Международное вмешательство заставило израильтян снять блокаду, и запертые в церкви палестинцы были отправлены в изгнание. Долго город залечивал раны, чинил гостиницы и дороги, развороченные танками.

Сегодня палестинские территории Израиля расчленены на десятки «островов», окруженных израильскими КПП. Вифлеем — один из таких «островов» Палестинского архипелага. Хотя город и относится к Палестинской автономии, но решать автономные власти могут только вопросы уборки мусора. Израильские войска заходят в город, когда им вздумается. Большинство вифлеемцев никогда не выезжает за его пределы. Чтобы попасть в соседнюю деревню, тем более в Иерусалим, начинающийся прямо за околицей, надо иметь спецпропуск, а его трудно получить. Впрочем, это касается только местных жителей. Туристам попасть в Вифлеем — не проблема.

Но Рождество в Вифлееме уже не так торжественно и многолюдно, как когда-то. На православное Рождество приезжают паломники и туристы из России, Украины, Греции. А раньше там собиралась вся православная Палестина — из Назарета, Яффы, Иерусалима. Мультикультурность Вифлеема и Палестины имеет свои особенности — ни один праздник не забыт, но ни один не становится всеобщим.

Вифлеем за бетонной стеной

Вифлеем за бетонной стеной

Вифлеем за бетонной стеной

Вифлеем за бетонной стеной

Особенности местного ислама

Палестинские христиане — арабы, как мусульмане. К русским и те и другие относятся одинаково хорошо. Не надо только прислушиваться к страшилкам, которые распространяют израильские евреи — ведь им основательно промыли мозги. На самом деле туристу и паломнику ничего не грозит — надо только относиться к местным людям вежливо.

Мусульмане сегодня стали большинством в Вифлееме, это — результат еврейской колонизации. В 1948 году израильские евреи разрушили сотни деревень в окрестностях Иерусалима, и множество мусульманских беженцев оказались в Вифлееме. После 2000 года Вифлеем был отрезан от Иерусалима, работы не стало, и многие христиане эмигрировали. Израильтяне обычно не разрешают им вернуться.

Антагонизма между христианами-палестинцами и мусульманами нет — все же это один народ с общим языком и культурой, только у одних дома висит картинка храма Эль-Акса, а у других в таких же интерьерах, над такой же барочно-купеческой мебелью с алой или зеленой обивкой — икона Богородицы.

Мэр города — православный христианин, но в мэрии есть и депутаты от «Хамас», исламской партии. Те уважают традиции города и не настаивают на запрете алкоголя, как в других традиционно исламских городах.

Особенность Палестины в том, что мусульмане участвуют во всех православных праздниках. Они зачастую зажигают свечи Богородице, или приносят Ей цветы, или просто стоят в храме, одетые в самые праздничные одежды. Таков местный ислам — ведь многие предки мусульман были христианами и многие их потомки сохранили христианский календарь и даже умение давить вино. Мусульмане посещают храм Рождества и молятся там в первую очередь около черного квадрата в мраморном полу. Ведь в Коране есть длинный рассказ о Рождестве Христовом. По его версии, Мария накануне Рождества сидела под пальмой и страдала от голода, когда по Божией воле пальма склонилась и накормила Ее своими финиками. Черный квадрат знаменует место, где росла пальма. Во времена Византийской империи, то есть до Мухаммеда и до Корана, эта легенда уже существовала, но ее связывали с Кафисмой, упомянутой выше церковью на полпути из Иерусалима, где были найдены мозаики, иллюстрирующие это чудо.

Вифлеем

Храм в Вифлееме над пещерой Рождества

Источник

(81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *