Лавра Феодосия Великого — первый общежительный монастырь

Лавра Феодосия Великого

Лавра Феодосия Великого

 

Феодосий родился в 424 году в каппадокийском селении Магариссос, в семье набожных и благочестивых родителей Проэзерия и Евлогии. С детских лет Феодосий проявил незаурядные способности, быстро научившись читать, что позволило ему стать певцом в приходской церкви в городе Коман. Но, несмотря на открывающуюся перед ним блестящую карьеру на церковном поприще, он не слишком стремился утвердиться в ней, но с юношеских лет мечтал о пустынной уединенной жизни отшельника. Отнюдь не будучи неудачником и отверженным в миру, он просто избрал для себя другую профессию, к которой влекло его сердце. В 451 году он оставил свою должность и отправился в Иерусалим, получив на пути благословение св. Симеона Столпника. Поклонившись Святым местам, Феодосий решил поселиться в одном из пустынных монастырей. Вблизи Метопы (ныне Умм-Туба) он нашел монастырь, бывший под управлением учеников св. Евфимия и блаженного Феоктиста, Марина и Луки, и под их руководством начал постигать искусство жизни пустынника. Вскоре он направился к востоку, в пустыню, и на вершине одного из горных кряжей нашел удобную пещеру, в которой, по преданию, провели ночь Евангельские волхвы на обратном пути из Вифлеема, где было им дано во сне откровение возвращаться в свои страны другой дорогой. Но, как рассказывает предание, Феодосий не был совершенно уверен в правильности своего выбора, а потому решил продолжать поиски, надеясь обрести знамение от Господа, для этого он взял с собою заправленное, но незажженное кадило, и бродил по пустыне, молясь Господу возжечь это кадило небесным огнем, когда он придет на должное место. Много он обошел пустынных мест, но кадило воскурилось лишь тогда, когда он возвратился к своей пещере, и тут он создал свою “киновию”, первое в Палестине монашеское общежитие.

Подобно Евфимию Великому и Савве Освященному, молодой монах поначалу вовсе не помышлял об устройстве монастыря и никоем образом не стремился стать настоятелем, но Провидение распорядилось иначе, ибо слава всегда бежит за теми, кто от нее скрывается. Вскоре к Феодосию присоединились ученики и последователи, нарушив тем самым уединение отшельника, и жизнь закипела. Монахи объединились в большую коммуну и выбрали Феодосия своим руководителем. Так у этого скромного человека обнаружился незаурядный организаторский талант, форма общежития, разработанная им, стала основой для организации православных монастырей на века. Местность, избранная для монастыря, резко отличается от местоположения большинства палестинских лавр: вместо каменных пустынь мы видим здесь открытую горную возвышенность с плодородной почвой.Жизнь киновитов не имела такого характера замкнутости и строгого уединения, как в лаврах. При монастыре были приюты для бедных. Киновиальная форма монашеского общежития, получившая свое развитие в монастыре Феодосия, привлекала к себе гораздо большее число последователей, чем строгий образ жизни лавры Саввы Освященного. Среди братии были люди разных национальностей, потому внутри монастыря было устроено 4 церкви: для греков, для грузин, для армян и для одержимых бесами. Монастырь, выстроенный Феодосием Киновиархом, Кирилл Скифопольский называет великой и многолюдной киновией, превосходящей все киновии во всей Палестине.

Монастырь Феодосия Великого

Монастырь Феодосия Великого

Скончался Феодосий 11 января 529 года на 105-м году жизни. При кончине Феодосия, число монашествующих превосходило 400, а в период расцвета монастыря, в нем проживало около 700 монахов, в то время как в монастыре Мар Сабы оно не превышало 150. В 614 году монастырь, так же как и все другие его соседи, был разрушен персами. Персы при поддержке евреев нанесли монашескому движению, пожалуй, самый жестокий и сокрушительный удар, после которого большинство монастырей так и не смогло оправиться, а вслед за ними и весь край превратился в пустыню. Ими было вырезано 30 тысяч христиан, все святыни были осквернены и разграблены. Но с другой стороны, персы и не претендовали на то, чтобы прибрать христианские вотчины к своим рукам. В 622 году Хосров разрешил христианам вновь отстроить свои церкви и монастыри. В 628 году Хосров был убит своим сыном, а в 629-м император Ираклий, разгромив персов, полностью освободил Палестину, передав всю власть христианским патриархам. Жизнь монахов монастыря св. Феодосия вошла в свое прежнее русло.

Игумен Даниил побывавший в монастыре в начале XII века, так описывает его:

“И есть от Иерусалима верст 6 до Федосиева манастыря. Манастырет на горе градом оделан был (огражден стеной) и видети (виден) от Иерусалима. И ту есть пещера велика посреди манастыря, и в той пещере волсви нощьлег сотвориша (волхвы остановились на ночлег), егда уклонишася от Ирода. И ту ныне лежить святый Феодосие и мнози святии отцы ту лежать; в той пещере лежит мати святаго Савы и Феодосиева мати ту лежит” .

Описание этого монастыря дает нам, греческий паломник Иоанн Фока, посетивший Святую Землю в 1185 году, он пишет:

“Возвращвясь в Святой град (из монастыря мар Сабы С. Б.) не через лощину, а через хребет, обрящешь за шесть миль от него монастырь преподобного отца нашего Феодосия киновиарха. Монастырь этот окружен различными пиргами, а перед ним на вержение стрелы подальше есть камора, в которой, как явствует из жизни Святого, в его руке воспламенились угасшие угли. Среди монастыря стоит храм, имеющий на высоте кругловидную крышу, и под ним пещера, в которой находится гроб Святого, и вблизи него разные каморы, в которых лежат останки великих Святых. Спускаясь по ступенькам пещеры, встретишь боковое отверстие другой пещеры, вшедши в которую ученик Святого Василий устроил себе гробницу, по повелению Святого, как значится в Патерике, и в течение сорока дней во время молитвенных собраний виден был поющим вместе со Святым и братиями” .

Могила преподобного Феодосия находится в той самой пещере, где он когда-то впервые поселился отшельником.

Гробница Феодосия Великого в его пещере

Гробница Феодосия Великого в его пещере

Tам же находятся могилы его матери и сестры, могила Софии, матери Саввы Освященного и могила Иоанна Мосха, знаменитого монаха, который оставил нам много своих сочинений, собранные в Патерик (сборник) “Луг духовный”. В 1852 году около пещеры была построена новая церковь на фундаментах византийской церкви VI века. В этой церкви есть могила русской княгини Евфросинии Полоцкой (1100-1175), прибывшей в Иерусалим на поклонение и в нем скончавшейся. Впоследствии ее нетленные мощи, были перенесены в Киев, где почивают доселе в пещерах преподобного Феодосия. В Четьи-Минеи 1829 г. написана ее история:

“Посла же в Лавру Святаго Саввы, молящи архимандрита и братию, да дадут ей место на погребение во обители той. Они же отрекоша, глаголюще: заповедь имамы от святаго отца нашего Саввы, еже никогда же не погребсти жены во обители его; есть же общежительный монастырь Пречистыя Богородице Феодосиев, в нем же многия жены святыя лежат; тамо бо и матерь св. Саввы, и матерь св. Феодосия, и матерь св. безсеребренных, Федотия и инии погребены суть; тамо убо и богоугодной Евфросинии положенной быти приличествует. Преподобная же услышавши похвали Бога, яко тело ея с мощьми святых жен имать быти положено. И абие посла во обитель преподобнаго Феодосия с молением. И показаша черноризцы место на гроб в церковном притворе, и устроен бысть гроб святой на погребение”.

При оттоманском правлении монастырь запустел и много лет лежал в развалинах, и только в 1898 году Греческая Патриархия приобрела это место и стала его отстраивать. Реставрация продолжалась с 1914 по 1952 год, и сейчас здесь располагается женский монастырь.

Источник

(138)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *