Великий пост в Греции

Великий пост в ГрецииВ Греции, несмотря на то что не все являются религиозными людьми, Великий пост — это часть культуры, традиция, актуальная для всего народа. Чистый понедельник — первый день поста — это государственный праздник, нерабочий день. Отмечают его кто как может — кто идёт в церковь слушать покаянные молитвы, кто едет за город пускать воздушных змеев (а большинство совмещают и то, и другое с хорошим — пусть и постным — угощением).

Как постятся великим постом греки? Все очень просто: тот, кто соблюдает пост, тот постится по Уставу Христианской, Восточной, Апостольской, Православной Церкви, не отклоняясь от всех его предписаний. Конечно, образцом и показателем глубины понимания и ведения поста являются монастыри, где все подробности Устава соблюдаются до мелочей.

В храмах нет таких продолжительных служб и стояний, как в России. Хотя строгие и долгие богослужения, аскетичность начала великого поста и являются византийской традицией, но сохраняется эта традиция лишь в монастырях, которые, в свою очередь закрываются наглухо свои врата в эти дни. Иноки ни с кем не беседуют, хранят полное молчание. Врата монастырей открывают лишь на время службы и, немедленно, по окончании богослужения эти врата обители вновь наглухо закрывают.

В храмах нет и нам столь привычного совершения Великого Канона преп.Андрея Критского. Вернее, нет такого торжества его совершения на первой неделе, но на пятой неделе, как и положено весь Канон поется на распев. Однако, такой значимости как у нас, для греков он не имеет. Куда серьезней дело обстоит с Акафистом Божией Матери, который поется каждую пятницу. Сначала вычитывается по одной трети с первой по четвертую недели, а затем на пятой полностью. Причем значение этого богослужения огромное, даже значительнее, чем для нас чтение Великого Канона. Объясняется это совершенно просто. Дело в том, что пение Акафиста совершается в пятницу вечером, когда люди после трудовой недели, не отягощенные предстоящим рабочим днем, с удовольствием посвящают свое время перед выходными, посещению потрясающего богослужения, с торжественным исполнением гимна Божией Матери.

Те, кто держит пост от начала до конца, в монастыре, или в миру, держат его по всей строгости. То есть сухоядение на первой недели от понедельника до субботы, а некоторые держат и так называемый триднев, то есть без еды и воды первые три дня, а в монастырях иноки выдерживают и пятиднев на первой седмице, лишь причащаясь Святых Таин в среду и пятницу. В остальные дни последующих недель – постная, растительная еда без добавления растительного масла, кроме субботы и воскресенья. Исключение составляют лишь значимые праздничные дни, например, сорока мучеников Севастийских. Зато в дни, когда можно вкушать масло, могут готовиться морепродукты. Например, кальмары, осьминоги, креветки, каракатицы, так как, по афонскому уставу, эти морепродукты считаются морскими растениями, потому что у них нет крови. Рыба исключена вообще, кроме праздника Благовещения Богородицы, который совпадает с национальным праздником Греции, днем Независимости. Кстати, на Вербное Воскресение рыбу в Греции не едят, хотя есть выбор: либо на Благовещение, либо на Вербное, но не оба раза, как у нас, в России, а лишь один раз позволено вкушать рыбу великим постом, как утешение для говеющих.

Подавляющее же большинство все-таки оставляют себе на соблюдение поста лишь последнюю, Страстную Неделю, а некоторая часть еще заставляют себя поститься и первую неделю поста, либо одну из недель, по выбору, но тогда они говеют по-настоящему.
Апогеем великого поста в Греции является, конечно же, Великая и Страстная Неделя.

Источник

(51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *