В Иерусалиме в Горненском женском монастыре перед входом в Казанский храм справа от двери лежит камень, с которого проповедовал Иоанн Креститель.
Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело нашего спасения был послан святой Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовления состояло в призвании к покаянию. Покайтесь взывал он к иудеям. И покаяние с того времени стало путем ко Господу, и преддверием веры в Него, теперь Сам Спаситель, начиная Свою проповедь, говорит нам: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Слова эти первоначально были обращены к иудеям. Тяжело было их положение перед пришествием Господним: они находились под властью сурового народа, покоривших их римлян, истинная вера тоже угасла в их народ, а ее заменило только исполнение обряда, то есть совершали правила, положенные в законе Моисеевом, а в душа были далеки от Бога. Всякий разврат, беззаконие свирепствовали среды народа, даже ожидаемое пришествие Спасителя, они понимали, грубо, чувственно, думая, что явится царь, который освободит еврейский народ из-под ига римлян, покорит им все другие народы, и они станут самым славным и богатым народом во всей вселенной, тогда будет весело, роскошно, привольно жить. Недаром они названы были людьми, сидящими во тьме, страхе и тени смертной. Тьма есть образ духовного невежества. Когда мы в темноте сидим, мы ничего не видим, так и они, которые не знают Бога, не знают Его заповедей и поэтому не исполняют их, находятся как бы в духовной темноте. Когда человек не знает Бога, в зале в духовной слепоте он по большей части злой, развращен, готовым на всякое злое дело, даже преступление, поэтому тьмой иногда называется всякий грехом и беззаконием, а Светом истинная вера, просвещающая человека, добрые дела его.
Иудеи названы также сидящими в тени смертной он есть смерть представляется как бы дающей тень длинную и мрачную, смерть, конечно, здесь разумеется духовная, то есть когда человек грешит и не хочет каяться или если он не знает Бога, он как бы мертв, но он оживет тогда, когда познает Бога. Таковы были тогдашние иудеи, и к ним взывал Спаситель: покайтесь. Проходили целые столетия, и голосовать мы теперь гораздо счастливее иудеев: они не знали Бога, а мы уже младенцами мы познали Его, принимаем святое крещение, омывающее нас от всякий скверны, телесной и душевной, мы слышим с самых ранних лет слово Божие, посещаем храмы Божие, сподобляемся соединения с Самим Господом Богом через принятие Его святого Тела и Крови, имеем многих руководителей, заступников и молитвенников за нас в святых мучениках, праведниках, преподобных, имеем пастырей и учителей, наставляющих нас на всякую истину, кажется, к нам ли не иметь жизни духовной, нам ли не сиять Светом Христовым, а между тем, увы, сколь многие вокруг нас находятся в тени и сени смертной увы, взывает слово Спасителя: Покайтесь и веруйте в Евангелие!
И Святая Церковь непрестанно призывает нас к покаянию в Таинстве отпущения грехов наших священниками, прежде всего, в постах, когда все богослужения, все молитвенные песнопения возбуждают нас к покаянию.
Покаяния отверзи мне день… И Господь сейчас готов подать руку помощи истинно кающемуся. Будешь подражать Христу, будешь постоянно взывать ко Господу Ты видишь, Господи, наши слезы и струпы греховные, но и нашу веру, и покаяние нашему видишь и воздыхания наши слышишь. Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Аминь.
Митрополит Трифон Туркестанов
Источник
(87)