Аугсбург. Святая Афра и епископ Симперт

АугсбургАугсбург, старейший город Германии, ведет свою историю с 15 года до Р.Х.

Аугсбургская епископия была основана, вероятно, в VI столетии. Но двумя веками ранее, по мнению историков, в городе уже была небольшая христианская община, члены которой приняли мученическую смерть во времена гонений императора Диоклетиана (284–305).
Одной из первых, кто пролил кровь за Христа, была святая мученица Афра († 304, память 7 августа), чья гробница находится в крипте Аугсбургского собора святых Ульриха и Афры (Basilika St. Ulrich und Afra; Ulrichsplatz, 19).

Имя Афра происходит от латинского слова africa, что значит «африканка». Ученые считают, что имя это восходит и к античному греческому имени Афродита. По преданию, Афра была уроженкой Кипра, где до переезда ее семьи в город Августа Винделиков она была посвящена матерью Иларией (Гиларой) служению богине любви Афродите. По другим данным, Афра была дочерью кипрского короля.

Во время гонений на христиан епископ Нарцисс бежал из Героны с диаконом Феликсом в Августу Винделиков, где нашел убежище в доме Афры. Епископ Нарцисс обратил в христианство не только Афру, но и всех ее родственников. Впоследствии, гласит предание, епископ возвратился в Герону. Афра же, став христианкой, отказалась принимать участие в языческих обрядах и за твердую преданность вере была 7 августа 304 года заживо сожжена на одном из небольших островов реки Лех. По другим данным, страшная казнь Афры была совершена на римском кладбище, следы которого были обнаружены под аугсбургской базиликой святых Ульриха и Афры.

На следующий день после казни тело Афры было найдено ее служанками невредимым. Мать Афры и три служанки Дигна, Евмения (Евномия) и Евтропия (Евпрепия) погребли тело мученицы в склепе в двух милях от города. Исповедовавшие христианскую веру служанки по доносу были схвачены и после отказа участвовать в языческом жертвоприношении тоже приняли мученическую смерть. По приказу судьи Гая они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена Афра.

Специалисты считают, что древняя гробница святой Афры свидетельствует о существовании в первые годы распространения христианства на немецких землях активной христианской общины в Аугсбурге. Первая церковь на могиле святой Афры была построена в 582 году. В средние века легенда об Афре была достаточно широко известна, и ее гробница в Аугсбурге была популярным местом паломничества христиан Западной Европы. Около 800 года рядом с гробницей возник монастырь регулярных каноников, служивший до 1006 года местом захоронения аугсбургских епископов. В 1012 году Бруно, епископ Аугсбургский, передал монастырь ордену бенедиктинцев. В 1064 году при перестройке монастыря были найдены каменный саркофаг с мощами Афры и свинцовый саркофаг с мощами мученицы Евпрепии. В этом же году Афра была причислена папой Римским Александром II к лику святых.

Влиятельным аугсбургским епископом в VIII и начале IX века был святой Симперт (память 13 октября).

Симперт родился около 750 года в Аугсбурге в знатной семье. Его мать Симфониара была родной сестрой императора Карла Великого, а отец, которого звали Амберт, – лотарингским герцогом.

О детских и юношеских годах Симперта сохранились противоречивые сведения. По распространенным данным, Симперт обучался в монастырской школе, и его юношеские годы прошли в бенедиктинском аббатстве Мурбах в Эльзасе, где вероятно, он принял монашеский постриг. В 778 году Симперт после смерти епископа Тоццоса был поставлен на кафедру в Аугсбург, где около 30 лет управлял жизнью Церкви.

С 789 года он считался епископом и в Ноубурге-Штефельзее, который в 802 году присоединился к Аугсбургу. В период между 801 и 807 годами Симперт основал в регионе большой швабско-баварский диоцез. Время его епископского правления было временем неспокойным: в немецких землях велись войны, в ходе которых пострадали многие монастыри и церкви. Святой Симперт многое делал для восстановления поврежденных и строительства новых храмов. Ему приписывают основание знаменитого в Баварии монастыря Бенедиктбоерн.

Святого Симперта изображают часто с посохом, а рядом с ним – волка, держащего в пасти ребенка. Святой почитается как спаситель исчезнувших или украденных маленьких детей. Весьма популярно и сказание о том, как однажды волк, утащивший ребенка, по молитвам святому Симперту возвратил мальчика невредимым его родителям.

В этом сказании, относящемся к 1230 году, приор Адилберт повествует о том, как оставшийся без присмотра малыш отошел далеко от дома, и волк утащил его в лес. Мать пропавшего ребенка очень почитала святого Симперта. Она, рыдая, стала молиться святому, прося его заступиться и вызволить из беды ребенка. Спустя какое-то время неожиданно появился волк, несущий в пасти малыша, целого и невредимого. Благодарная мать взяла ребенка на руки и понесла его в Аугсбург, где рассказала его жителям, как ей в горе помог по ее молитвам святой Симперт. А еще она заказала у аугсбургских художников-мастеров небольшой восковой барельеф, на котором был изображен волк, держащий в пасти ее дитя. Этот барельеф долгое время находился рядом с гробницей святого Симперта, которого с ХV века стали изображать с волком.

Гробница святого Симперта была в сентябре 1977 года вскрыта. В медном реликварии были обнаружены его мощи и текст жития святого, датированный 1492 годом. Симперт был причислен к лику святых в 1468 году папой Римским Николаем V.

Имя святого Симперта увековечено в названии древней крипты собора Девы Марии (Мариендом). Считается, что начало его строительства в Аугсбурге относится к 807 году, и предпринято оно по благословению Симперта. В 930 году собор был заново перестроен святым Ульрихом. В последующие столетия собор несколько раз достраивался и перестраивался. В Западной Европе этот собор известен тем, что в нем сохранились самые ранние в мире – второй половины XI века – цветные витражи, изображающие библейских пророков. К собору Девы Марии ныне как раз и примыкает Музей диоцеза Аугсбурга, одним из ценнейших экспонатов которого являются большие двустворчатые бронзовые двери (XI в.), через которые некогда входили жители Аугсбурга в свой главный собор.

Источник

(65)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *