Крестный путь. Паломничество в Иерусалим 8 сентября 2017

Крестный путьИз Претории начинается Крестный путь Господа на Голгофу. Рассказ о нем у Евангелистов предельно краток. На Божественного Страдальца возложили Крест и повели по улицам Иерусалима за городскую стену на место, где распинали преступников. Из-за перепланировки города сейчас невозможно проследить в точности путь, по которому вели тогда Спасителя. Только начальная часть Крестного пути, от претории до границы крепости Антония, видимо, проходила также (только гораздо ниже, как мы уже упоминали).

Посетить все места, которые освятил Спаситель своим присутствием, вы можете, совершив паломническую поездку на Святую Землю (Израиль и Палестина)

Группа из Чебоксар со священником

Сентябрь — 8

Продолжительность 8 дней.
Стоимость: 56000руб + дорога до Москвы и обратно.

Программа:Израиль и Палестина

Обращаться — 8-905-344-25-25 – Надежда

Проследуем по современному паломническому пути и обратим внимание на несколько мест. Улица, по которой сейчас следуют паломники, называется Via Dolorosa, что означает по-латински «Путь Скорби». Этот путь разделен католической традицией на 14 остановок. Эти остановки появились в XVI веке в связи с католическими процессиями, совершавшимися в память Крестных страданий Господа. Впоследствии эти остановки меняли свое расположение. Они имеют, скорее, символическое значение, чем историческое.

Наш путь начинается у Претории. Мы идем по улице Via Dolorosa и на первом перекрестке поворачиваем налево. Именно здесь кончалась крепость Антония. В кладке мостовой заметны большие камни — они остались от прежней древней мостовой. Возможно, и евангельских времен. Где-то здесь, по преданию, Спаситель впервые упал под тяжестью Креста и встретился со Своей Матерью. Слева — небольшая католическая часовня, устроенная в память этого. Далее, дорога резко поворачивает направо и начинает подниматься вверх. На этом повороте в стену дома вделан камень, на который при падении оперся Спаситель и при этом на камне отпечаталась Его ладонь. Следующую остановку — чуть выше — западное предание связывает со святой Вероникой, которая отерла платом лицо Господа. На перекрестке мы поворачиваем налево и, примерно через сто метров, направо.

Порог Судных врат. Александровское подворье

Пройдя чуть далее, мы оказываемся перед зданием Александровского подворья. Когда-то на этом месте располагался вход в древнюю базилику Воскресения, построенную святой равноапостольной Еленой. Во времена Спасителя на этом месте была граница Иерусалима. Археологические раскопки, произведенные здесь в XIX веке Русским Императорским Православным Палестинским Обществом, открыли часть городской стены времен Христа и порог. Потертый древний порог с четкими следами выбоин от находившихся здесь ворот. По обе стороны от ворот располагались неровные плиты древнейшей мостовой. Поскольку это ближайшие к Голгофе ворота древнего города, очевидно, что это порог Судных врат.

У Порога Судных Врат. Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества

У Порога Судных Врат. Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества

Во времена Спасителя в городе существовали ворота, именуемые Судными. Связано это было с тем, что перед ними римляне провозглашали осужденному на казнь окончательный приговор. До этого момента за осужденного еще мог поручиться любой гражданин Иерусалима или Рима, принести новые оправдательные свидетельства в пользу осужденного, и приговор мог быть пересмотрен. Если же такого человека не находилось, то у порога Судных врат процессия останавливалась, осужденному еще раз оглашали приговор, вешали на шею табличку с указанием его вины и вели на казнь. Через этот порог переступил Спаситель, восходя на Голгофу.

За порогом, как раз с той стороны, с которой к нему подходили во времена Христа (сейчас мы подходим к нему с другой стороны, с внешней), установлен большой белый камень, на котором возвышается Крест. Это подлинный Голгофский камень, отколовшийся от Голгофского холма во время землетрясения.

С левой стороны от ворот в древней городской стене можно увидеть так называемое «игольное ушко». Все врата города на ночь запирались. Для тех жителей, которые не успеют попасть в город до закрытия ворот, оставлялся такой вот небольшой лаз, который назывался «игольное ушко». Через него мог пролезть запоздалый путник со своим ослом.

Неподалеку от древней стены и порога Судных врат археологи обнаружили арку времен римского императора Адриана — один из пролетов большой арки, ведущей некогда в языческий храм Юпитера.

Александровское подворье было устроено на этом месте в конце XIX века. Участок был выкуплен у Эфиопской Церкви (у коптов) на имя российского правительства и были произведены археологические раскопки. Возглавлял работы начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин). После завершения раскопок здесь было построено здание подворья с храмом, освященным в честь святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя Императора Александра III. Государь Император Александр III — создатель и покровитель Православного Палестинского общества — скончался в октябре 1894 года. И храм решили освятить в память почившего Государя. Северную и восточную стены храма возвели на руинах древних стен, обнаруженных во время раскопок.

Также был обретен каменный престол, принадлежавший, вероятно, одному из приделов древнейшей базилики Воскресения, построенной святой императрицей Еленой. Перед ним на восток воздвигли алтарь и иконостас. Так что древний престол оказался посередине нового храма. По другую сторону алтаря — порог Судных врат. По стенам храма висят картины русского художника Н.А.Кошелева, изображающие Крестный путь, Страдания Спасителя и Его Воскресение.

После убиения террористом Каляевым Великого Князя Сергия Александровича, возглавлявшего Императорское Православное Палестинское общество, было решено поместить у порога Судных врат икону преподобного Сергия Радонежского с мраморной скрижалью в память об убиенном Великом князе и с неугасимой лампадой, которую зажгла в Москве Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.

После октябрьского переворота и последующих за ним трагических событий, совершившихся в России, Александровское подворье оказалось в ведении Русской Зарубежной Церкви.

Существовала традиция в Великий четверток после богослужения с чтением 12-ти Евангелий из Русского Гефсиманского монастыря проходить по Крестному пути с пением тропаря Великого четвертка «Егда славнии ученицы… «. Шествие заканчивалось у порога Судных врат.

Заканчивается Крестный путь на Голгофе, которая располагалась совсем недалеко от городских врат. От Александровского подворья мы проходим еще совсем немного вперед по пути нашего следования и оказываемся у входа в храм Воскресения. Где-то здесь, в конце пути, Спаситель совсем изнемог, и крест возложили на Симона Киринейского. Возможно, это произошло перед самым подъемом на Голгофский холм. Божественного Страдальца ожидали еще самые мучительные часы.

Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, принадлежит к изобретениям бесчеловечной жестокости и была самой ужасной, самой мучительной и позорной из казней. Распятый в течение многих часов испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, неестественное положение грудной клетки вызывало удушье, все тело словно пылало и разрывалось на части. Человек испытывал сильную жажду. Малейшее движение причиняло нестерпимую боль. Кровь приливала к голове и к сердцу, вызывая головокружение и сердечное томление. Умирали на кресте долго и мучительно. У римлян этой казни подвергались только рабы. У иудеев она означала проклятие: «Проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21:23). «В ветхозаветное время крест означал совершенное отвержение и полную гибель. Если у ада есть дно, то крест знаменовал собой дно ада. Поэтому Христос избрал распятие как вид страдания, совмещающего все душевные и телесные муки. Кровь Христа, обагрившая Крест, искупила грехи человечества» (архимандрит Рафаил (Карелин)).

Перед распятием осужденным давали пить одурманивающий напиток, но Господь отказался от него, желая претерпеть все в полном сознании. Согласно церковному преданию, Крест Спасителя состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосны) и кедра. По обычаю, распинаемого обнажали, а одежда его доставалась воинам, производившим казнь. К прочим мукам добавлялось крайнее унижение, стыд наготы. Над головами осужденных прибивались дощечки с указанием имени и преступления.

При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Вместо стонов от страшной боли — молчание, любовь, молитва. Нам открывается непостижимая человеческому сознанию мера любви и долготерпения Господа, Который ради любви к нам претерпевал жесточайшие телесные и душевные муки и посреди самых страданий вмещал в Себе полноту любви даже к тем, кто глумился над Ним и истязал Его. «Отче, прости им! Не ведят бо, что творят», — так молился Христос за Своих врагов и распинателей.

Крест Христов состоял не только из телесных мучений. Спаситель на Кресте испытал тяжесть грехов всего мира, возмездие за них, страдания всего человечества, слитые воедино. Христос на Кресте «… вкусил адского пламени, возжженного грехами и преступлениями людей. Творец вечности и времени сжал на Кресте вечность в пределы времени. Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу, и эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека. …Тот адский огонь, который был уготован навечно всему человечеству за его грехи, те страшные страдания Господь должен был претерпеть на Кресте. …Грешник испытывает оставленность Богом. И эта богооставленность, совершенная потеря Бога, она, как говорят святые Отцы, страшнее всех остальных мук. И ее испытал Христос. Поэтому Он воскликнул: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк.15,34). …Только вечность откроет тайну того, что свершилось на Голгофе» (архимандрит Рафаил (Карелин)).

Сама природа не могла выносить свершающагося беззакония, поругания Творца своего. Солнце померкло, наступил мрак. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы. В самом храме Иерусалимском явилось удивительное знамение — завеса, отделявшая Святое Святых (последняя из трех частей храма, куда запрещалось входить даже священникам) от Святилища, внезапно разорвалась сверху донизу. Этим указывалось, что Мессия пришел, что на Голгофе принесен в жертву за весь мир Агнец Божий, вземлющий грехи мира. И теперь престол благодати, ранее сокрытый за этой завесой, доступен для всякого.

Существует обычай, согласно которому, паломники проходят по Крестному пути с Иисусовой молитвой или с тихим пением «Кресту Твоему, покланяемся, Владыко…», неся в руках небольшой крест, который затем прикладывают к Голгофе и ко Гробу Господню. Лучше идти ранним утром или поздним вечером, потому что среди дня улицы Иерусалима, по которым проходит Крестный путь, представляют из себя, к сожалению, шумный арабский базар.

В Великую Пятницу по Крестному пути от Претории до Голгофы следует процессия, возглавляемая Иерусалимским Патриархом. Иерусалимское духовенство несет впереди большой Крест. И, как во времена Спасителя, так и сейчас — кому-то из окружающих дела нет до происходящего, они заняты своими повседневными заботами; кто-то смеется и насмехается; кто-то любопытствует; а кто-то идет за Христом по Крестному пути, с любовью и молитвой, неся свой небольшой крест…

Голгофа

Голгофа

Источник

(80)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *