Вифлеем. Паломничество на Святую Землю

ВифлеемДревний Вифлеем (по-еврейски Бейт-Лехем — «дом хлеба») был ничем не примечательным небольшим городком. Сейчас это город, куда стекаются паломники со всего мира. Его название говорит о том, что раньше здесь были плодородные поля, во что с трудом верится сегодня. Другое наименование города — Евфрафа — означает «плодородие».

Вифлеем неоднократно упоминается в Ветхом Завете. Первый раз о нем говорится в книге Бытия в связи с кончиной праматери Рахили: «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Евфрафу, то есть, Вифлеем» (Бытие. 35:19). Затем, Вифлеем упоминается в книге Руфь, где рассказывается о Ноемини и ее снохе Руфи Моавитянке. В окрестностях Вифлеема находились поля Вооза, на которых Руфь собирала упавшие колоски, чтобы прокормить свекровь и себя. В Вифлееме же появился на свет царь и пророк Давид и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом.

Однако, главное событие прославившее этот небольшой городок по всему миру — это Рождество Спасителя, совершившееся здесь. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пришли в Вифлеем из-за переписи населения, устроенной тогда римскими правителями. Каждый должен был тогда прийти записываться в свой родовой город. Поскольку Иосиф и Мария были из рода царя Давида, они должны были прийти в Вифлеем.

Гостиница, видимо, в Вифлееме была одна, стечение народа было большое, и свободного места в ней не нашлось. Поэтому Иосиф с Марией поместились в пещере, которая использовалась для содержания скота. Рождение Мессии было окружено крайней бедностью и стеснением, Спаситель нисшел здесь до последней степени уничижения. Он родился в яслях для скота, посреди волов и ослов, которые, вероятно, были в пещере, ибо многие, прибывшие на перепись, не пришли пешком, а приехали.

А наименование города — «дом хлеба», являлось неким прообразом Рождества Христова. Ведь Господь называл себя «Хлебом, сшедшим с Небес». И, причащаясь этого Хлеба в Таинстве Евхаристии, мы соединяемся с Господом, становимся причастниками Жизни Вечной. Это один из величайших даров бесконечной любви Божией к человеку. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». (Ин. 6:51)

Базилика Рождества Христова

Место рождения Спасителя было постоянным местом поклонения христиан. Римский император Адриан во втором веке, желая осквернить святыню, построил здесь языческое капище. Однако, тем самым, он в точности указал последующим поколениям место, где располагалась пещера, в которой родился Господь. В четвертом веке равноапостольная царица Елена построила на месте Рождества Христова великолепную базилику. Храм был расширен и перестроен при императоре Юстиниане. Однако, при этом базилика утратила прежнее великолепие. Сквозь отверcтия в настиле пола можно увидеть мозаики, которыми в первом храме был выстлан пол. Этот храм практически единственный, который не был тронут персами в 614 году. Дело в том, что на фасаде базилики находились мозаичные картины, изображающие Рождество Христово и поклонение волхвов. Увидев изображение своих соотечественников, персы не тронули храм.

Вход в базилику сейчас очень низкий, его называют «вратами смирения», ибо всякий, входящий в храм, должен наклониться. Однако, ранее этот вход был гораздо просторнее. Присмотревшись к кладке, мы это можем увидеть. Вход сделали таким низким, заложив дверной проем, чтобы воспрепятствовать мусульманам въезжать в церковь на лошадях.

Войдя в храм, мы оказываемся в небольшом притворе, где в древности стояли оглашенные. Оттуда мы попадаем в центральное пространство огромной базилики, устроенной в форме креста. Частично в нем сохранились старинные мозаики и росписи, выполненные редким способом — это роспись по камню. Над пещерой Рождества Христова устроен алтарь, справа от которого можно спуститься в саму пещеру. Место Рождества Христова обозначено звездой, над ней — православный престол, на котором ежедневно совершается Литургия. Слева от входа расположен небольшой придел на том месте, где находились ясли, в которые Матерь Божия положила новорожденного Богомладенца. Выйти из пещеры можно по другой лестнице, расположенной слева. Сами ясли были унесены крестоносцами в Рим, где они и находятся ныне, в соборе Санта Мария Маджоре.

Икона Божией Матери "Вифлиемская"

Икона Божией Матери «Вифлиемская»

Перед спуском в пещеру, на стене, находится Вифлеемская икона Божией Матери. Этот образ примечателен тем, что на нем Богородица улыбается. Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Российским Императорским домом. Этот образ прославился многими чудотворениями и очень почитается в Палестине. Существует традиция молиться перед этой иконой о даровании детей и о семейном благополучии. В этом же приделе базилики находится чудотворный образ Спасителя, написанный на одном из столпов храма.

Если выйти на улицу из южных дверей храма (рядом с входом в пещеру Рождества), то попадаешь в небольшой дворик, из которого можно спуститься в пещеру Вифлеемских младенцев. По преданию, в этой пещере были погребены младенцы, убиенные Иродом и почитающиеся как первые мученики за Христа. Здесь также имеются древние христианские захоронения. Также, в этой пещере находится самый древний православный престол, устроенный в Вифлееме.

С другой стороны базилики, у выхода из пещеры Рождества, расположен армянский придел.

Слева к базилике примыкает католический придел с отдельным двориком, в котором установлена статуя блаженного Иеронима Стридонского. Из католического придела есть лесенка вниз, она ведет к могиле святой Павлы. Блаженный Иероним подвизался некоторое время здесь в одной из пещер, примыкающих к пещере Рождества Христова. Он очень почитается в западном мире, поскольку именно он перевел Библию на латинский язык.

Вифлеем

Базилика Рождества Христова

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда

Литургия в пещере Рождества Христова. Вифлеем

Литургия в пещере Рождества Христова. Вифлеем

Литургия в пещере Рождества Христова. Вифлеем

Литургия в пещере Рождества Христова. Вифлеем

Литургия в пещере Рождества Христова. Вифлеем

Литургия в пещере Рождества Христова. Вифлеем

Причастие в Храме Рождества Христова. Вифлеем

Причастие в Храме Рождества Христова. Вифлеем

Вход в Храм Рождества Христова. Вифлеем

Вход в Храм Рождества Христова. Вифлеем

Литургия в пещере Рождества Христова. Вифлеем

Литургия в пещере Рождества Христова. Вифлеем

ВифлеемВифлеемВифлеемВифлеемВифлеем

Посетить все места, которые освятил Спаситель своим присутствием, вы можете, совершив паломническую поездку на Святую Землю (Израиль и Палестина)
Программы поездок: //putnik.cerkov.ru/sviataia_zemlia/
Обращаться — 8-905-344-25-25 – Надежда

Источник

(56)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *