Русский Иерусалим

Паломник в Иерусалиме. Старое фото

Паломник в Иерусалиме

На VIII Международном славянском литературном форуме «Золотой Витязь», который прошел с 11 по 15 сентября в городе Иркутске, главный приз «Золотой Витязь» в номинации «Публицистика» получила писательница из Москвы Ирина Ордынская за книгу «Святой Иерусалим».

Из интервью с автором:

Я слышала такое мнение, что в святые места вообще не стоит ездить. Но я с этим категорически не согласна, потому что это особая возможность прикоснуться к святому человеку. Невозможно в таких местах не понять, не почувствовать благодать. Там уже действует Провидение. Когда ты стоишь в таком месте, уже само это место определяет не только твое поведение, но и всех людей вокруг. Святое место настраивает на особый лад даже маловерных и неверующих. Святое место – это место, где соприкасаются мир материальный и мир духовный.

Как писатель я люблю иллюстрировать то, что вижу и ощущаю. Мы приехали в Иерусалим перед Рождеством, и там началась пурга. Представляете? Снег в Израиле. Аэропорт закрыли, дороги закрыли, народу на улицах нет. Это было удивительно. Когда мы приходили в Храм Гроба Господня, каждый день в течение десяти дней, которые мы там были, хранитель ключей – мусульманин, из семьи, в которой эти ключи передаются из поколения в поколение уже много веков, запомнил нас в лицо и стал с нами здороваться.

Мы приходили в Храм Гроба Господня дважды в день: утром и вечером. Старались туда прийти перед закрытием, когда там вообще уже людей не оставалось. Когда народу мало, то на камне помазания выступает очень много мира. И видя живой сок небесный, который выступает на камне – живое доказательство Бога, – я снимала платок, обматывала им руку, и моя рука скользила по камню. Этот платок у меня пахнет миром уже несколько месяцев. Чем можно заменить это прикосновение к Богу? Ничем. Ведь это даже чудом не назовешь. Это благодать, это прикосновение к месту, где суть нашей веры. Ты понимаешь, что именно в этом месте произошли описанные в Евангелии события.

***

Я хочу рассказать одну историю, которая является иллюстрацией к этим размышлениям. В Иерусалиме есть тюрьма. Кто-то признает, что именно в ней Иисус Христос провел последнюю страшную ночь земной жизни, кто-то не признает этого. Там есть вырубленное в камне кресло. Мы пошли в эту тюрьму, чтобы найти это кресло. И вдруг я услышала духовные песнопения. Пели русские. Мы поняли, что они поют именно там, подошли чуть ближе, стояли тихо и слушали, стараясь им не мешать. Они пели необыкновенно. У них были ангельские голоса. Я подумала, что своим пением в этом месте они благодарят Господа от имени всех людей. Он в этом месте страдал всю ночь, брошенный всеми один. Наверняка Он предвидел, что когда-то эти люди придут сюда и скажут Ему: благодарим. Как тот человек из Евангелия, который один из десяти вернулся и сказал Ему спасибо. Когда они пели, я их не видела. Я думала, что сейчас из этой камеры выйдут высокие и красивые женщины, взрослые мужчины. Но перед нами предстали три пожилые и очень уставшие женщины и старик священник с палочкой. Я подумала: «Боже мой! Какое чудо!» Я в этой молитве увидела их души. Молодые, детские. Я не могла бы их увидеть, если бы прежде не услышала. Это и есть моя попытка объяснить, почему в Иерусалим нужно ехать. Поблагодарить Бога, приобщиться и прочувствовать. Нить времени в 2000 лет там сжимается, как резиновая. Времени не существует. Ты стоишь возле Кувуклии и понимаешь, что именно здесь происходили самые важные события на Земле.

В каких-то других святых местах, например, в Почаеве, Богородица только один раз прошла, и там Ее видели, и там след Ее ноги, и там стоит храм. А здесь Она ходила много раз, здесь Она страдала, здесь это всё случилось. Это святое место вызывает незабываемые эмоции и переживания в православной душе.

***

Я там поняла, что до революции был русский Иерусалим. Многие русские люди жизнь на это положили. Там было 100 русских школ! Вся интеллигенция мусульманского мира была выходцами из этих школ. Первый ливанский писатель, первый ливанский журналист, первый палестинский преподаватель учились в этих школах. Русские паломники говорили, что по Палестине путешествовать очень легко, потому что все знают русский язык. Кроме школ, были гостиницы. Было очень много больниц, где оказывали медицинскую помощь не только русским, но и иностранцам. До 1917 года существовало государство в государстве. Там было Троицкое подворье, Александро-Невское подворье, были русские монастыри. Русские паломники приезжали как к себе домой. Это был подвиг. Потому что поначалу местные жители оказывали сопротивление. При открытии монастырей монахов убивали. Местные власти не продавали русским землю, приходилось искать обходные пути. Наши дипломаты хитрили, покупали через третьи руки.

Архимандрит Антони́н (Капустин) — священнослужитель Русской Православной Церкви, учёный-византинист, начальник Русской духовной миссии на Святой Земле, магистр богословия, умерший в 1894 году – просто героическая личность. Его ежедневным каторжным трудом столько было создано! Когда идешь и это все видишь, то понимаешь, что русская Палестина действительно существовала, и сейчас мы можем увидеть то, что от нее осталось. Это, конечно, вызывает сожаление. Что-то просто захватили, что-то разрушено. Слава Богу, что Александро-Невское подворье полностью сохранилось. И оно находится в двух шагах от Храма Гроба Господня. Там идут службы, есть музей, есть комнаты, в которых останавливался великий князь Сергей Александрович с женой – княгиней Елизаветой Федоровной. Когда она вышла и увидела вновь построенный храм Марии Магдалены, то сказала: «Как здесь хорошо, мне хотелось бы быть здесь похороненной». Так и случилось. После трагедии в Алапаевской шахте ее мощи и мощи ее келейницы белые офицеры провезли через всю Россию, через весь мир, привезли в Иерусалим и положили в этом храме. Прикладываясь к этим мощам, чувствуешь такую связь со святыми, как будто не было этих ста лет.

В Александро-Невском подворье, которое расположено возле Голгофы, а эту землю русские меценаты купили у греков за огромные деньги, есть киот с иконой преподобного Сергия Радонежского, которую подарила княгиня Елизавета Федоровна в память о своем погибшем муже – князе Сергее Александровиче. Она своей рукой в России зажгла лампаду, ее привезли в Иерусалим, и огонек этой лампады поддерживается уже много лет.

Источник

(44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *