Великий пост в Греции

Великий пост в ГрецииВ Греции, несмотря на то что не все являются религиозными людьми, Великий пост — это часть культуры, традиция, актуальная для всего народа. Чистый понедельник — первый день поста — это государственный праздник, нерабочий день. Отмечают его кто как может — кто идёт в церковь слушать покаянные молитвы, кто едет за город пускать воздушных змеев (а большинство совмещают и то, и другое с хорошим — пусть и постным — угощением). Кое-где в этот день ещё слышны отголоски масленичных гуляний. Одним словом, начало поста — это ПРАЗДНИК! Возможно, именно это и есть самый удивительный факт, объединяющий разнообразные традиции Чистого понедельника.

Да это и неудивительно.Земля Греции — самая древняя христианская земля после Палестины. Греческое Христианство рождалось здесь благодаря миссионерским трудам святых Апостолов, и большей частью – святого первоверховного апостола Павла.

Как же удивительно проходили здесь Лазарева суббота. Вербное воскресение, и, наконец, великие Страстные дни! Представьте мое удивление, когда водитель такси начал рассказывать. Что в эти дни он ест только хлеб, потому что очень любит Господа, и даже предложил мне оторвать кусок от буханки. Которая лежала у него рядом с сидением.

Конечно, образцом и показателем глубины понимания и ведения поста являются монастыри, где все подробности Устава соблюдаются до мелочей.
Пожалуй, подготовительные три недели перед началом Великого Поста мало чем отличаются от русской традиции. Хотя стоит заметить, что, конечно же, блинов греки не пекут и не устраивают широкой Масленицы вообще. Единственное, в последние лет десять-пятнадцать, обществу, практически насильно, прививают культ карнавалов. К сожалению, тихо-тихо эта западная, католическая традиция закрепилась у молодежи, но не настолько пока, чтобы приняла всегреческий масштаб гуляний.

Заговенье на мясо у греков происходит не в предпоследнее воскресенье перед постом, как у нас, а в четверг мясопустной недели, так называемое цикнопемпти, или по-русски: мясной четверг. Хотя мясо едят еще до воскресенья включительно, зато не болят животы в понедельник масленой недели и не нужно, потом ломать голову, что делать с остатками мясной пищи? Есть еще одна особенность в Греции: в первый понедельник первой седмицы, здесь устраивают настоящий всеобщий праздник. Этот день в Греции официально выходной. Большинство проводит этот праздник по-праздничному. Устраиваются гуляния, запускаются бумажные змеи, все выходят на прогулку, на природу и, к сожалению, устраиваются постные, но обильные столы.

В храмах нет таких продолжительных служб и стояний, как в России. Хотя строгие и долгие богослужения, аскетичность начала великого поста и являются византийской традицией, но сохраняется эта традиция лишь в монастырях, которые, в свою очередь закрываются наглухо свои врата в эти дни. Иноки ни с кем не беседуют, хранят полное молчание. Врата монастырей открывают лишь на время службы и, немедленно, по окончании богослужения эти врата обители вновь наглухо закрывают.

В храмах нет и нам столь привычного совершения Великого Канона преп.Андрея Критского. Вернее, нет такого торжества его совершения на первой неделе, но на пятой неделе, как и положено весь Канон поется на распев. Однако, такой значимости как у нас, для греков он не имеет. Куда серьезней дело обстоит с Акафистом Божией Матери, который поется каждую пятницу. Сначала вычитывается по одной трети с первой по четвертую недели, а затем на пятой полностью. Причем значение этого богослужения огромное, даже значительнее, чем для нас чтение Великого Канона. Объясняется это совершенно просто. Дело в том, что пение Акафиста совершается в пятницу вечером, когда люди после трудовой недели, не отягощенные предстоящим рабочим днем, с удовольствием посвящают свое время перед выходными, посещению потрясающего богослужения, с торжественным исполнением гимна Божией Матери.

Те, кто держит пост от начала до конца, в монастыре, или в миру, держат его по всей строгости. То есть сухоядение на первой недели от понедельника до субботы, а некоторые держат и так называемый триднев, то есть без еды и воды первые три дня, а в монастырях иноки выдерживают и пятиднев на первой седмице, лишь причащаясь Святых Таин в среду и пятницу. В остальные дни последующих недель – постная, растительная еда без добавления растительного масла, кроме субботы и воскресенья. Исключение составляют лишь значимые праздничные дни, например, сорока мучеников Севастийских. Зато в дни, когда можно вкушать масло, могут готовиться морепродукты. Например, кальмары, осьминоги, креветки, каракатицы, так как, по афонскому уставу, эти морепродукты считаются морскими растениями, потому что у них нет крови. Рыба исключена вообще, кроме праздника Благовещения Богородицы, который совпадает с национальным праздником Греции, днем Независимости. Кстати, на Вербное Воскресение рыбу в Греции не едят, хотя есть выбор: либо на Благовещение, либо на Вербное, но не оба раза, как у нас, в России, а лишь один раз позволено вкушать рыбу великим постом, как утешение для говеющих.

Подавляющее же большинство все-таки оставляют себе на соблюдение поста лишь последнюю, Страстную Неделю, а некоторая часть еще заставляют себя поститься и первую неделю поста, либо одну из недель, по выбору, но тогда они говеют по-настоящему.
Апогеем великого поста в Греции является, конечно же, Великая и Страстная Неделя. Вот где разворачивается настоящая евангельская история повествования о Страстях Христовых. Люди набиваются в храмы на богослужения, где становятся не только зрителями и слушателями, но и действующими лицами христианской Латрии. Великий Четверг уже сокращенный рабочий день, а с Великой Пятницы до вторника Светлой Недели официальные выходные.

Источник

(107)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *