Православный взгляд на почитание святых

Стамбул. ХораПреподобный Иоанн Дамаскин, говоря о необходимости почитания святых, пишет: «Богами же, и царями, и господами называю их не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы… Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати тем же, что Он является по природе».

Учение Церкви о почитании святых подробно обсуждалось в VII-VIII вв. как один из аспектов вопроса об иконопочитании. Преподобный Иоанн Дамаскин указал разницу между понятиями: «служение» или «служебное поклонение» (греч. латри́а) и «почита-ние» или «неслужебное поклонение» (проски́несис). Неслужебное поклонение можно воздавать всему, что так или иначе причастно Богу (святые, их мощи, иконы, крест, свя-щенные сосуды и т. д.) или Его установлениям (почитание родителей, гражданских вла-стей). Воздавать почтение мы обязаны и каждому человеку, как образу Божию. А служе-ние воздается одному Богу.
Поклонение, воздаваемое святым, основывается на том, что они являются вместилищами Божественной благодати, они и их мощи почитаются как обо́женное творение.
Учение о почитании святых является неотъемлемой частью христианской догматики. Оно было утверждено Седьмым Вселенским Собором в Никее (787 г.). В шестом деянии этого Собора говорится о «предстательстве пренепорочной Владычицы нашей Богородицы», а также «святых ангелов и всех святых, которым воздается почитание, равно как и святым их мощам, чтобы и мы были причастниками их святости» . Собор постановил: «Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так и под законом и под благодатью, досточестны пред Ним и по душе и по телу или не просят молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир по церковному преданию, — анафема».

Тем не менее, протестанты, например, отрицают необходимость и значение мо-литвенного общения со святыми (но не почитания святых вообще). Основное возраже-ние, выдвигаемое ими против этого, базируется на утверждениях Священного Писания о Христе как о Ходатае (Евр.12.24) и единственном Посреднике между Богом и человеком: «…един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех…» (1 Тим.2.5-6). «Призывание святых есть антихристово за-блуждение», «оно есть богоотступничество, потому что честь ходатайства и помощи принадлежит только Богу» (Христу) (Лютер «Шмалькальденские члены», 1537 г.) .

Ход рассуждения у протестантов таков: если у нас один Посредник — Христос, и человек спасается верой в Него, значит, ему не нужна никакая помощь со стороны , и почитание святых, таким образом, умаляет Искупительный подвиг Христа. Но апостол Павел говорит о посредничестве в деле Искупления, в деле примирения человека с Бо-гом, где действительно не может быть никакого другого посредника. Он имеет в виду объективную сторону Спасения — то, что сделано для нас Богом, Его дар человечеству. Однако, для того, чтобы воспользоваться плодами Искупления, усвоить их, человеку самому нужно сделать определенные усилия. И люди делают их по-разному. Очевидно, что среди них есть более опытные, которые на пути к совершенству поднялись выше, и потому способны помочь в восхождении менее совершенным.

Кроме того, верить во Христа — это верить во все Его дело, в том числе и в Церковь, Им созданную, за которую Он Себя предал. Христос — не спаситель разобщенных, замкнувшихся в своей личной вере индивидуумов, Он «Спаситель тела» (Еф.5.23), то есть всей Церкви. И каждый спасается в той мере, в какой он принадлежит к ней, а не «на основании заключения индивидуального »контракта» о спасении».

Прославление же святых по своей сути христоцентрично и равнозначно прославлению дела Христа, поскольку в них действует Он Сам. «Дивен Бог во святых Своих», — было сказано о почитании святых еще в Ветхом Завете (Пс. 67. 36). И новозаветное откровение свидетельствует: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и более сих сотворит» (Ин.14.12). «Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7.38).

В заключение следует сказать о том, как в духовной жизни христианина должно выражаться почитание святых угодников Божиих. Оно должно состоять не только во внешних обрядовых действиях — возжигании лампад и свечей пред их иконами, целовании икон и мощей, но, прежде всего, в молитвенном общении со святыми, а также в серьезном, вдумчивом изучении их житий и творений, в следовании их примеру и поучениям.

Никулина Е.Н. Агиология: Курс лекций / Е.Н. Никулина – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 310с.

(30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *