Святой Эмильон (Емельян)

Сент-Эмильон. Франция

Сент-Эмильон. Франция

Древняя средневековая Франция – это малознакомая и мало изученная российскими туристами территория. Туристские фирмы наперебой предлагают дегустационные винные туры, путешествия для гурманов, а для любителей искусства – музеи и картинные галереи. При этом они чаще всего забывают о том, что Европа в основании своем опирается на христианскую культуру.

Раскол христианской Церкви на католическую и православную произошел в 1054 году, а до этого в течение нескольких веков периоды споров и распрей сменялись длительными периодами сотрудничества. Европейская западная и византийская ветви христианства рождали и воспитывали множество святых, которые, уходя из мира, основывали монастыри, а уже вокруг этих очагов праведной жизни возникали города, потому что потребность людей в благодати Божьей в те времена была велика.

Старинный городок Сент-Эмильон в этом ключе стал для меня настоящим открытием. Оказалось, что это не только город производителей вина, но и город великих христианских святынь. В древние времена, в сорока километрах от города Бордо, на известняковом холме росли дремучие леса, в которых водились дикие звери. В восьмом веке в эти места пришел отшельник и чудотворец из Бретони по имени Эмильон. Он был вынужден скрываться от людей из-за славы, которая преследовала его после совершения им многих чудес.

Святой был управляющим графства Ванн и, согласно преданию, делился хлебом с бедными тайком от своего хозяина. Однажды граф заподозрил его в воровстве и решил привлечь его к суду. Остановив святого на выходе из замка, хозяин потребовал расстегнуть пальто, надеясь уличить Эмильона. Но святой совершил чудо, превратив хлеб в куски дерева. Так повторялось несколько раз, и граф не смог наказать святого.

«По заверениям экскурсовода, стул до сих пор обладает чудодейственной силой»

Святой Эмильон поселился в одной из природных пещер местечка Аксумбас и невидимым для мира образом стал служить Господу. Эта пещерка сохранилась в первозданном виде по сей день. В ней все устроено так же, как мы привыкли видеть у святых подвижников и аскетов восточной Православной Церкви. Рукотворные ступени, вырубленные самим святым Эмильоном, ведут в келью, расположенную на пятиметровой глубине. Слева от ступеней – святой источник с прозрачной чистой водой, рядом – прямо на плоском камне – спальное место подвижника. Тут же стоит каменный стул, на котором отдыхал и молился святой. По заверениям экскурсовода, стул этот до сих пор обладает чудодейственной силой. Бездетные женщины, посидев на этом стуле, обретают радость материнства. О чудесах свидетельствуют многочисленные фотографии младенцев, которые присылают счастливые матери после рождения чад.

Святой Эмильон основал на этом месте религиозную коммуну, а позднее вместе с присоединившимися к нему монахами-бенедектинцами – первый в этих местах монастырь. Монахи стали проповедовать среди жителей окрестных деревень Святое Евангелие. Монашеская келья сделалась сердцевиной нового города, которому суждено было существовать долгие века.

В глубине кельи есть алтарь со статуей католического святого Франсуа Сальского. Очевидно, что пещера использовалась еще много веков после кончины святого Эмильона монахами многочисленных близлежащих монастырей. К сожалению, эта келья, как и многие другие исторические, религиозные и культурные объекты города, находится в частных руках. По желанию собственников, фотографировать здесь запрещено, поэтому увидеть все эти необычные помещения можно только собственными глазами. Над кельей возвышается часовня Святой Троицы, построенная в XVIII веке. Здесь сохранились немногочисленные фрески с изображением Спасителя, Божьей Матери и химеры, символизирующей победу Духа над плотью.

Уникальным сооружением, находящимся в Сент-Эмильоне, является монолитная церковь, выдолбленная в XI веке внутри скалы. Ее своды местами достигают высоты пятиэтажного здания. При строительстве из скалы было извлечено 15 тыс. куб. метров известняка. Храм очень сильно пострадал во время Французской революции. Сохранилось только два барельефа на потолке с изображением ангелов, и в верхней части стены видны следы барельефа, изображающего змея или дракона, которого поражает копьем святой. Остается только гадать, какой святой изначально был изображен на барельефе. Может, святой Георгий, а может, Архангел Михаил…

В одном из приделов храма хорошо сохранилась статуя святителя Николая. Богослужений в храме в настоящее время не проводится. Глаз удивляет и радует репродукция иконы Святой Троицы Андрея Рублева, которая, судя по всему, появилась здесь не так уж и давно стараниями немногочисленных православных паломников. Возле этой иконы можно поставить католические свечи в стеклянных стаканчиках, которые приобретаются тут же по цене 4-5 евро. Также здесь есть икона коптских новомучеников, пострадавших от рук исламистов в Ливии в 2015 году. Наличие этих икон говорит о том, что даже это скрытое от многих людских глаз запущенное место не забыто Богом. Тоненьким слабым ручейком возносится к Небесам молитва и из этой подземной церкви. Нет сомнения, чем больше народу будет знать о местных религиозных святынях, тем больше людей станут посещать это место. А пока, по словам экскурсовода, только 10% туристов, посещающих город, покупают экскурсию по историческим местам. Остальных интересует только местное вино.

Над подземным храмом возвышается колокольня, построенная в честь основателя города святого Эмильона в XII веке. Ее высота 68 метров. Только колокольня святого Михаила в Бордо выше этой во всей Аквитании. Долгое время она служила ориентиром для паломников, направляющихся в Сан-Жак-де-Компостель. За колокольней находится ныне действующая коллегиальная церковь, управляемая Орденом святого Августина. Эта церковь построена в 1110 году на месте смерти святого Эмильона. Невероятно, что она так хорошо сохранилась до наших дней. Клуатр церкви имеет квадратную форму с длиной сторон около 30 метров и крытую галерею в романском стиле. Крыша поддерживается арками и опирается на двойные колонны. В центре клуатра находится взмывающий в небо прозрачный металлический крест с подножьем в виде сердца.

«Выбирая в этом городе место для ночлега, не забудьте поинтересоваться, не стоит ли отель на древнем кладбище»

Еще одной достопримечательностью Сент-Эмильона являются катакомбы, которые по сути своей в древние времена были некрополем. Здесь местные жители хоронили умерших. Обращает на себя внимание большое количество детских могил. 30% детей, рожденных в средние века, умирали в младенчестве. В верхней части некрополя находится круглое отверстие, через которое в ту эпоху можно было выбраться на поверхность по железным ступеням, вбитым в стену. Существовало поверье, что выбравшийся наружу таким образом человек очищался от грехов. Теперь же над катакомбами находится отель. Так что, выбирая в этом городе место для ночлега, не забудьте поинтересоваться, не стоит ли отель на древнем кладбище. Вдруг вам не понравится такое соседство? В соседнем с катакомбами помещении, кстати, находились винные погреба. Сейчас там лежат позеленевшие от времени камни с эпитафиями.

Полюбоваться видами Сент-Эмильона можно с четырехугольной Королевской башни, которая состоит из двух частей, имеющих высоту 14 и 9 метров. Эта башня является единственным сохранившимся в первозданном виде романским сооружением в Жиронде. По поводу даты ее строительства мнения историков расходятся. Некоторые полагают, что башню построил французский король Луи VIII в 1224 году, другие приписывают строительство английскому королю Генриху III в 1237 году. Есть и третья версия: башня была построена в честь братства вин Жюрад еще в 1199 году, в эпоху, когда правитель Англии Джон Безземельный пользовался привилегиями при покупке вина в Сент-Эмильоне. До XVIII века в башне размещалось здание мэрии. На первом этаже можно увидеть остатки росписи, на втором этаже – закрытые решетками уборные. К смотровой площадке ведет 118 крутых ступенек.

Французская революция положила конец эпохе Жюрад. Религиозная жизнь в городе, впрочем, как и во всей Франции, стала постепенно сходить на нет. Даже экскурсовод во время экскурсии подбирала слова с большой осторожностью, чтобы не оскорбить религиозные чувства гостей города, возможно, принадлежащих к другим конфессиям. Осталось только сказать, что память святого Эмильона (по-русски Емельяна) празднуется Церковью 7 января, а годом смерти считается 767 год.

Источник

(145)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *