Великомученица Екатерина

Екатерина

Святая Екатерина

Святая Великомученица Екатерина была дщерь Консты, Римского Цесаря. По смерти отца ее, скипетр царства перешел в руки Максима. Екатерина о семь, кажется, и не думала, ибо совершенно посвятила себя любомудрию: читала Гомера, Платона, Демосфена и восхищалась только своею ученостию. Но мать ее беспокоилась, как бы, чрез супружество дочери с каким- нибудь предприимчивым вельможею, опять увидеть род свой на престоле вселенныя; она беспрестанно советовала ей избрать жениха из благороднейших юношей; но Екатерина всегда старалась отклонить намерение матери, и родительница ее, сердечно сокрушаясь о сем, решилась призвать к себе в помощь других.

В безвестном месте града жил богоугодный старец, духовный отец ее матери (ибо она была Христианка; но, или по какому-то непонятному равнодушию к вере, или боясь, что-бы дочь ее, сделавшись Христианкою, по юношской ревности, не обнаружилась и чрез то бы не пострадала, до времени скрывала от нее веру свою). К сему-то священнику пришла она с Екатериною, и, объявив ему дочернюю холодность к супружеству, просила уговорить упрямую девицу, чтоб послушалась ее совета…
Но все увещания старца, все убеждения матери для нее были напрасны. Екатерина, не могши более доказательствам противополагать доказательства, сказала решительно: «Если хотите видеть меня в супружестве, то найдите мне юношу, который бы не уступал мне ни в благородстве, ни в учености, ни в богатстве, ни в красоте; если же из сих совершенств будет иметь недостаток хотя в одном, то вечно останусь девицею».

Услышав cиe, мать отчаялась исполнить желание своего сердца; а старец, восхищенный ея благоразумием и привязанностью к девству, подумал сам в себе: сколь приятна будет жертва сия Христу Спасителю, и решился обручить ее жениху небесному.

Вольнодумцы, может быть, скажут здесь: «Старец во зло употребил доверенность матери». Бедные слепцы! Они не видят различия между благополучием земли и блаженством неба. Одна искала Екатерине царства, так сказать, мгновенного, которого, однако ж, достигнуть едва ли можно; другой старался доставить ей Царство небесное, вечное… Я, презирая возражение их, обращаюсь к повествованию.

Старец, несколько подумав, сказал Екатерине: «Я знаю чудного юношу, который без сравнения лучше тебя всеми дарованиями: красота его превосходит сияние солнечное; мудрость его управляет всем, чувственным и умственным; сокровища его изливаются на весь мир; благородство его выше всех Царей». Вообразив, что старец говорит о каком-нибудь Самодержце, Екатерина смутилась, переменилась в лице и спросила с некоторым сомнением: «Правда ли это?»

Старец: Представь себе глубокую тьму и лучезарное солнце – я клянусь Богом, что мое описание юноши есть та глубокая тьма, а его совершенство есть то лучезарное солнце. Это такой жених, который на тебя и взглянуть не восхощет.

Екатерина: Чей же сын – сей столько прославляемый тобою юноша?

Старец: Он не имеет отца на земле, но родился сверх естества от Пречистыя и Пресвятыя Девы, наитием Духа Святого.

Екатерина: Конечно, ты говоришь о каком-нибудь боге или полубоге? Но ты ведь знаешь, что они все имеют по нескольку жен.

Старец: О нет! Этот жених одним дуновением может обратить в прах всех ваших богов и полубогов.

Екатерина: Не понимаю… но можно ли мне увидеть столь чудного юношу?

Старец: Если сделаешь всё, что предпишу тебе, то удостоишься увидеть лице его.

Екатерина. Божусь, я на всё готова.

Тогда старец дал ей образ Пресвятыя Богородицы, держащей в объятиях Предвечного Младенца, и сказал: «Се Дева и Матерь, и се Ее Сын! Этот образ унеси с собою и, заключившись в чертог, с благоговением молись всю ночь, чтобы Она показала тебе Сына Своего. Если будешь просить с истинною верою, то надеюсь, что увидишь Того, к Кому страстно привержено сердце твое».

Мудрая девица приемлет неоцененный дар и спешит в чертог свой. Там по наставлению старца, она молилась дотоле, пока, утрудившись от столь необыкновенного для нее подвига, заснула крепким сном. Вдруг явилась пред нею Матерь Божия точно в таком виде, как изображена была на картине: в объятиях Ее был Предвечный Младенец. Он от лица Своего испускал лучи, светлейшие солнца; но взор Свой обращал всегда к Матери, так что Екатерина не могла видеть оного.
Она переходит на другую сторону, но Младенец паки отвращает лице Свое… Между тем, как борьба с обеих сторон продолжалась несколько раз, Царица Ангелов сказала Сыну Своему: «Воззри, Чадо мое, на рабу Твою, сколь она разумна, сколь благородна, сколь богата и сколь прекрасна!» «Она так безумна, – отвечал Святейший Младенец, – так низка, так бедна, так безобразна, что не могу и воззреть на нее». «По крайней мере, – возразила Матерь Божия, – научи ее, что должно сделать, чтобы удостоиться видеть лице Твое?» «Пусть идет к старцу, – сказал Иисус, – и что повелит он, сделает в ту же минуту; тогда увидит Меня и обрящет благодать».

Встревоженная видением, Екатерина проснулась. Сколь долог показался ей остаток ночи! Едва явилась на востоке заря утренняя, cия девица, взяв с собою верную рабыню, пошла к благочестивому старцу и просила его, чтобы научил он ее, как заслужить любовь Жениха небесного. Тогда святой муж подробно растолковал ей таинства Христианской веры, блаженство души, приверженной к Богу, неизреченную славу райской жизни и ужас будущих мучений. Екатерина, как девица мудрая и просвещенная, всё поняла, всё уразумела; уверовала от всего сердца и приняла от него святое Крещение. Старец дал ей наставление, с каким умилением должно молиться к Богородительнице, чтобы насладиться тем же видением.

Совлекши с себя ветхого человека и облекшись в нового, мудрая отроковица молилась до глубокой ночи; вся душа ее, всё сердце было углублено в священные думы; о едином помышляла, чтобы увидеть Жениха небесного. Утрудившись бдением и молитвою, она опять заснула, и прежде бывшее видение открылось пред нею…
Уже небесный Младенец смотрит на нее веселыми очами. Божия Матерь вопросила Сына Своего: «Благоугодна ли тебе девица сия?» «Теперь она для Меня столь же благородна, славна, богата и прекрасна, – отвечал Спаситель, – сколько прежде была безумна, бесславна, бедна и безобразна, и Я столько ее возлюбил ныне, сколько прежде ненавидел». «Так мудрая девица, – обратясь к Екатерине, сказал Сын Божий, – Я избираю тебя Моею невестою, и в залог Моей к тебе любви, вручаю сей перстень… Сохрани его и не приемли другого жениха». Спаситель обручился с нею… Святая Екатерина, исполнясь радости и восхищения, поверглась пред Ним на колени… «Я недостойна быть Твоею невестою, пусть буду Твоею рабою!» – воскликнула она, и от сильного потрясения проснулась… Бесценный перстень был на руке ее.

Человеческие намерения суетны и иногда гибельны; намерения Божии всегда клонятся к тому, чтоб нам обратиться к Богу и в разум истины прийти. Следственно, мы при всяком предприятии должны слушаться не честолюбия своего или другой какой-нибудь страсти, но единого Бога, который столь ясно в Священном Писании открыл нам волю Свою.

Монастырь св.вмч.Екатерины

Монастырь св.вмч.Екатерины

Кольцо. "Святая Екатерина". Синай

Кольцо. «Святая Екатерина». Синай

Монастырь святой Екатерины. Синай Монастырь святой Екатерины. СинайУчилище благочестия или Примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых. В 25х томах. Том I. С.5Пб., 1891.
Репринтное издание. М. С. 1275130.
Источник

(32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *