Святая Великомученица Екатерина была дщерь Консты, Римского Цесаря. По смерти отца ее, скипетр царства перешел в руки Максима. Екатерина о семь, кажется, и не думала, ибо совершенно посвятила себя любомудрию: читала Гомера, Платона, Демосфена и восхищалась только своею ученостию. Но мать ее беспокоилась, как бы, чрез супружество дочери с каким- нибудь предприимчивым вельможею, опять увидеть род свой на престоле вселенныя; она беспрестанно советовала ей избрать жениха из благороднейших юношей; но Екатерина всегда старалась отклонить намерение матери, и родительница ее, сердечно сокрушаясь о сем, решилась призвать к себе в помощь других.
В безвестном месте града жил богоугодный старец, духовный отец ее матери (ибо она была Христианка; но, или по какому-то непонятному равнодушию к вере, или боясь, что-бы дочь ее, сделавшись Христианкою, по юношской ревности, не обнаружилась и чрез то бы не пострадала, до времени скрывала от нее веру свою). К сему-то священнику пришла она с Екатериною, и, объявив ему дочернюю холодность к супружеству, просила уговорить упрямую девицу, чтоб послушалась ее совета…
Но все увещания старца, все убеждения матери для нее были напрасны. Екатерина, не могши более доказательствам противополагать доказательства, сказала решительно: «Если хотите видеть меня в супружестве, то найдите мне юношу, который бы не уступал мне ни в благородстве, ни в учености, ни в богатстве, ни в красоте; если же из сих совершенств будет иметь недостаток хотя в одном, то вечно останусь девицею».
Услышав cиe, мать отчаялась исполнить желание своего сердца; а старец, восхищенный ея благоразумием и привязанностью к девству, подумал сам в себе: сколь приятна будет жертва сия Христу Спасителю, и решился обручить ее жениху небесному.
Вольнодумцы, может быть, скажут здесь: «Старец во зло употребил доверенность матери». Бедные слепцы! Они не видят различия между благополучием земли и блаженством неба. Одна искала Екатерине царства, так сказать, мгновенного, которого, однако ж, достигнуть едва ли можно; другой старался доставить ей Царство небесное, вечное… Я, презирая возражение их, обращаюсь к повествованию.
Старец, несколько подумав, сказал Екатерине: «Я знаю чудного юношу, который без сравнения лучше тебя всеми дарованиями: красота его превосходит сияние солнечное; мудрость его управляет всем, чувственным и умственным; сокровища его изливаются на весь мир; благородство его выше всех Царей». Вообразив, что старец говорит о каком-нибудь Самодержце, Екатерина смутилась, переменилась в лице и спросила с некоторым сомнением: «Правда ли это?»
Старец: Представь себе глубокую тьму и лучезарное солнце – я клянусь Богом, что мое описание юноши есть та глубокая тьма, а его совершенство есть то лучезарное солнце. Это такой жених, который на тебя и взглянуть не восхощет.
Екатерина: Чей же сын – сей столько прославляемый тобою юноша?
Старец: Он не имеет отца на земле, но родился сверх естества от Пречистыя и Пресвятыя Девы, наитием Духа Святого.
Екатерина: Конечно, ты говоришь о каком-нибудь боге или полубоге? Но ты ведь знаешь, что они все имеют по нескольку жен.
Старец: О нет! Этот жених одним дуновением может обратить в прах всех ваших богов и полубогов.
Екатерина: Не понимаю… но можно ли мне увидеть столь чудного юношу?
Старец: Если сделаешь всё, что предпишу тебе, то удостоишься увидеть лице его.
Екатерина. Божусь, я на всё готова.
Тогда старец дал ей образ Пресвятыя Богородицы, держащей в объятиях Предвечного Младенца, и сказал: «Се Дева и Матерь, и се Ее Сын! Этот образ унеси с собою и, заключившись в чертог, с благоговением молись всю ночь, чтобы Она показала тебе Сына Своего. Если будешь просить с истинною верою, то надеюсь, что увидишь Того, к Кому страстно привержено сердце твое».
Мудрая девица приемлет неоцененный дар и спешит в чертог свой. Там по наставлению старца, она молилась дотоле, пока, утрудившись от столь необыкновенного для нее подвига, заснула крепким сном. Вдруг явилась пред нею Матерь Божия точно в таком виде, как изображена была на картине: в объятиях Ее был Предвечный Младенец. Он от лица Своего испускал лучи, светлейшие солнца; но взор Свой обращал всегда к Матери, так что Екатерина не могла видеть оного.
Она переходит на другую сторону, но Младенец паки отвращает лице Свое… Между тем, как борьба с обеих сторон продолжалась несколько раз, Царица Ангелов сказала Сыну Своему: «Воззри, Чадо мое, на рабу Твою, сколь она разумна, сколь благородна, сколь богата и сколь прекрасна!» «Она так безумна, – отвечал Святейший Младенец, – так низка, так бедна, так безобразна, что не могу и воззреть на нее». «По крайней мере, – возразила Матерь Божия, – научи ее, что должно сделать, чтобы удостоиться видеть лице Твое?» «Пусть идет к старцу, – сказал Иисус, – и что повелит он, сделает в ту же минуту; тогда увидит Меня и обрящет благодать».
Встревоженная видением, Екатерина проснулась. Сколь долог показался ей остаток ночи! Едва явилась на востоке заря утренняя, cия девица, взяв с собою верную рабыню, пошла к благочестивому старцу и просила его, чтобы научил он ее, как заслужить любовь Жениха небесного. Тогда святой муж подробно растолковал ей таинства Христианской веры, блаженство души, приверженной к Богу, неизреченную славу райской жизни и ужас будущих мучений. Екатерина, как девица мудрая и просвещенная, всё поняла, всё уразумела; уверовала от всего сердца и приняла от него святое Крещение. Старец дал ей наставление, с каким умилением должно молиться к Богородительнице, чтобы насладиться тем же видением.
Совлекши с себя ветхого человека и облекшись в нового, мудрая отроковица молилась до глубокой ночи; вся душа ее, всё сердце было углублено в священные думы; о едином помышляла, чтобы увидеть Жениха небесного. Утрудившись бдением и молитвою, она опять заснула, и прежде бывшее видение открылось пред нею…
Уже небесный Младенец смотрит на нее веселыми очами. Божия Матерь вопросила Сына Своего: «Благоугодна ли тебе девица сия?» «Теперь она для Меня столь же благородна, славна, богата и прекрасна, – отвечал Спаситель, – сколько прежде была безумна, бесславна, бедна и безобразна, и Я столько ее возлюбил ныне, сколько прежде ненавидел». «Так мудрая девица, – обратясь к Екатерине, сказал Сын Божий, – Я избираю тебя Моею невестою, и в залог Моей к тебе любви, вручаю сей перстень… Сохрани его и не приемли другого жениха». Спаситель обручился с нею… Святая Екатерина, исполнясь радости и восхищения, поверглась пред Ним на колени… «Я недостойна быть Твоею невестою, пусть буду Твоею рабою!» – воскликнула она, и от сильного потрясения проснулась… Бесценный перстень был на руке ее.
Человеческие намерения суетны и иногда гибельны; намерения Божии всегда клонятся к тому, чтоб нам обратиться к Богу и в разум истины прийти. Следственно, мы при всяком предприятии должны слушаться не честолюбия своего или другой какой-нибудь страсти, но единого Бога, который столь ясно в Священном Писании открыл нам волю Свою.
Училище благочестия или Примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых. В 25х томах. Том I. С.5Пб., 1891.
Репринтное издание. М. С. 1275130.
Источник
(32)