Святитель Василий Острожский

Монастырь Острог. Черногория«Каждому народу и во всякое время, — пишет архимандрит Иустин (Попович), — человеколюбивый Господь посылает через Свою Церковь святых, которые будут верный народ просвещать, и освящать, и руководить им на его земном пути к Царству Небесному. Так и Захолмской земле Сербской, а через нее и всему роду святосаввскому подал Бог в тяжелое время турецкого рабства сего святого и богоносного отца нашего Василия, новоявленного чудотворца Острожского и Захолмского».

Святой Василий был родом из села Мрконич, что на Поповом поле. Он появился на свет 28 декабря 1610 года в семье благочестивого Петра Йовановича и его супруги Анастасии. Родители при крещении дали ребенку имя Стоян, а затем научили его страху Божию и всякой добродетели и премудрости. С детства мальчик отличался сообразительностью и обладал хорошей памятью, а душою весь был обращен к Богу. Пройдя начальную школу благочестия в доме родителей, Стоян приучился к посту, молитве и постоянному посещению церковных богослужений. С детства он отличался особым смирением и серьезностью, а также милосердием. Семья его была бедной, не всегда имела в достатке хлеб для пропитания, однако и этой скудной пищей Стоян охотно делился с ближними, особенно с пастухами, когда пас овец.

Родители Стояна испытывали на себе ненависть злых соседей потурченцев, отпавших от отеческой веры и принявших ислам. Их ненависть и злоба распространялись и на молодого Стояна. Эти первые испытания как будто предзнаменовали те скорби, которые предстояло пережить подвижнику в своей жизни. Желая оградить сына от коварства соседей и обучить его грамоте, родители отвели его в ближайший монастырь Завала во имя Введения Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был родной дядя Стояна Серафим. В то время эта святая обитель была известна на всю Герцеговину. Здесь были и ученые монахи, и достаточное количество книг, так что благоразумный Стоян изучил Священное Писание и творения святых отцов, преуспел во многих полезных науках. При чтении книг и творений святых отцов душа его возжигалась любовью к Богу и желанием монашеского жития.

Со временем Стоян перебрался из Завалы в не менее известный монастырь Тврдош в Требиньском краю, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, где располагалась епископская кафедра. Живя в этой обители, он еще больше возлюбил монашеское житие и окончательно решил вступить в ангельский, монашеский чин. Стоян проводил все время в посте, бдении, молитвах и телесных трудах и со временем был пострижен в монахи с именем Василий, в честь святителя Василия Великого: в своей подвижнической жизни и архипастырском служении он уподоблялся великому иерарху и учителю Церкви. Спустя некоторое время святой Василий был удостоен диаконского, а затем и священнического чина и с великим благоговением служил перед престолом Божиим.

Несмотря на то, что святому Василию было около тридцати лет, за праведность жизни он был удостоен епископского сана, приняв на себя служение, столь необходимое для Церкви в те тяжелые времена. В Острог к святому стало стекаться множество народа, ища помощи и утешения в различных несчастьях и скорбях. Святой милостиво помогал каждому своими молитвами и духовными советами, а нередко и милостыней. К милосердию и пожертвованиям на восстановление храмов и монастырей он призывал и других.

В то время турки жестоко расправились с Восточно-Герцеговинским митрополитом Паисием Требешнянином. Печский патриарх Гавриил Раич (1648–1656), впоследствии также пострадавший от турок и окончивший жизнь свою мученически, назначил святителя Василия митрополитом на овдовевшую кафедру и по этому поводу издал специальную грамоту, в которой, в частности, говорилось:

«Смирение мое пишет в богоспасаемую епархию, которая зовется Никшич, Плана, Колашиновичи и Морача… вам, преподобным игуменам, священноинокам и инокам, благоверным протопопам, и честным священникам, и всем во Христе Боге благоверным христианам. Благодать Божия и помощь святых сербских святителей да будет со всеми вами! Сим уведомляю вас, что дал и благословил вышереченную епархию владыке Захолмскому, кир Василию, которую держал покойный владыка Максим и блаженнопочивший владыка Паисий, да будет им вечная память. Примите с усердием вышереченного владыку и воздайте ему честь, как полагается всякому законному митрополиту, дабы получить благословение и благодать Господа Бога и покров Пречистой Богородицы на вас, и на детей, и дома ваши православные».

Приняв в управление новую епархию, святитель Василий еще некоторое время управлял из Тврдоша, а затем переехал в Оногошт.

В это время турки все больше стали угнетать сербский народ, грабя села и уводя людей в рабство. Особенно усердствовали в злодеяниях слуги Али-аги, осквернявшие церкви и монастыри, опустошавшие окрестности. Герцеговинский санджак-бек хватал всех известных сербов и по очереди предавал их жестокой смерти. В это время святитель жил в монастыре Святого апостола Луки в Жупе Никшчской. Иногда он пребывал также в монастыре Святого великомученика Димитрия под Оногоштом, который также обновил. Однако грозные события заставили его искать нового прибежища. Святитель выбрал пещеру под горой Загароч и там устроил келью. Однако, узнав об этом, старожилы окрестных сел посоветовали ему перебраться оттуда в монастырь Острог, что святитель и сделал.

Так в течение последующих пятнадцати лет он и осуществлял управление своей митрополией из Острога. Здесь святитель начал собирать вокруг себя других монахов и подвижников и с ними обновил монастырский Введенский храм. Чуть позже он построил небольшую церковь в честь Честного и Животворящего Креста в стене Острожской горы. Принимая участие в постройке церквей и келий, он собственными руками носил тяжелые камни. Впоследствии этот храм был расписан и сохранился до наших дней. Когда монастырская братия увеличилась, святой Василий назначил игуменом монастыря Исаию, внука и тезку преподобного Исаии, а сам предался еще более строгим подвигам непрестанного богомыслия, молитвенного бдения и поста. Питавшийся лишь фруктами и овощами, святитель был сух телом, а лицо его казалось восковым.

Но, несмотря на столь строгую аскетическую жизнь, святой не забывал и возложенного на него архипастырского служения и усердно заботился о вверенной ему пастве Христовых овец. «Со своих острожских духовных высот, — пишет приснопамятный отец Иустин (Попович), — он спускался в народ и как истинный пастырь делил с ним различные страдания». Чувствуя силу его молитв, гонимая и страждущая герцеговинская райа стекалась к святителю в Острог. Старики, женщины и дети оставались подолгу у своего владыки, который как настоящий духовный отец и молитвенник пред Богом заботился о них и питал их и благодаря помощи окрестных селян.

Не ослабевая в трудах, посте и молитвах, святитель достиг конца своей земной жизни и мирно и безболезненно отошел ко Господу 29 апреля 1671 года в своей келье. В момент преставления святого келья его озарилась чудесным светом. Острожские монахи похоронили тело святого Василия под церковью Введения Пресвятой Богородицы. Из стены, под которой он упокоился, несмотря на отсутствие земли, позднее выросла виноградная лоза. Сразу по преставлении святого народ начал приходить на его могилу и молится ему, как это было при жизни святого, а на его могиле стали совершаться многочисленные чудеса, которые не прекращаются и по сей день.

Монастырь Острог. ЧерногорияМонастырь Острог. ЧерногорияМонастырь Острог. ЧерногорияМонастырь Острог. ЧерногорияМонастырь Острог. Черногория

Монастырь Острог. Черногория

Место упокоения святого Василия

Монастырь Острог. ЧерногорияМонастырь Острог. ЧерногорияМонастырь Острог. ЧерногорияМонастырь Острог. Черногория

Монастырь Острог. Черногория

Монастырь Острог

Источник

(52)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *