Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь

1354 год. Митрополит Алексий совершает поездку в Константинополь, во время которой его корабль попадает в сильный шторм. Святитель дает обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет берега. День пришелся на празднование иконы Спаса Нерукотворного. Возвращаясь из Византии, Святитель везет с собой уникальный список святого образа. Найдя «место угодное», митрополит закладывает монастырь, передает икону и необходимые средства на строительство собора во имя Спаса Нерукотворного.

Монастырь стал именоваться Спасским, а после прославления первого игумена обители Андроника, получил новое название – Спасо-Андроников. С XV века в монастыре действовала мастерская по переписке книг. Приблизительно в это же время в обители подвизается монах Андрей, который Божиим благословением и своими трудами получил мировую известность. Трудился преподобный Андрей Рублев совместно с давним другом – художником иноком Даниилом. Ныне памятник Преподобного встречает нас при входе на территорию бывшего монастыря.

Во время пожара 1812 года сильно пострадал Спасский собор. Казалось, были безвозвратно утрачены фрески преп. Андрея Рублева. В XX веке в ходе реставрации собора и подготовки к открытию музея им. Андрея Рублева на территории монастыря, реставраторы вскрывают 3 алтарных окна, заложенных ранее кирпичом по неизвестным причинам. Их взору предстают хорошо сохранившиеся фрагменты – орнаментальная роспись Рублева на оконных откосах. Их фотографические копии представлены в музее имени Андрея Рублева.

Музей древнерусской культуры и живописи имени Рублева представляет собой исключительное собрание икон XI-XVII веков. Мы можем увидеть иконы кисти преп. Андрея Рублева, Дионисия, мастеров эпохи митрополита Макария и царя Иоанна Грозного и др. Музей начинает свою историю с 1947 года. Создатели музея основной целью видели сохранение Спасо-Андроникова монастыря и создание на его территории коллекции особо ценных икон для реставрации и консервации. Пока решался вопрос о судьбе монастыря уже успели снести потрясающей красоты и высоты колокольню 1803 года (см. фото монастыря 1883 г.).

И вот в 1947 году известный российский архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский представляет доклад в Академии наук, в котором показывает копии с могильной плиты Андрея Рублева, захороненного на территории Спасо-Андрониковой обители и обращает особое внимание на декрет Ленина 1918 года, на основании которого иконописец признан «правильным деятелем культуры». После доклада было подготовлено обращение в ЦК с просьбой создать на базе монастыря музей имени Андрея Рублева. Одними из первых так называемых экспонатов стал иконостас из Спасо-Евфимиева монастыря города Суздаля. К моменту официального открытия музея в 1960 году в фонде музея было всего 317 объектов.

Сегодня музей рад приветствовать каждого посетителя и готов представить более 10 тысяч экспонатов, среди которых не только иконы, но и оригиналы и копии старинных фресок, произведения декоративно-прикладного искусства, книги и др.

Михаил Шестопалов
Киприановский источник № 3 (84), 2013

(81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *