Убегая от славы человеческой…

СоловкиВ царствование великого князя Василия Васильевича, в Белоозерском Кирилловском монастыре был старец, именем Савватий. Работая Господу день и ночь, умерщвляя тело свое постом, всенощным бдением и трудами на пользу обители, и наставляя в благочестии приходящих туда богомольцев, он так прославился, что не проходило ни одного дня, чтобы не посетили его несколько человек для принятия от него благословения.
Слава и почтение любезны сердцу человеческому, и каких не принимают на себя трудов, что бы сделать знаменитым имя свое! Но Савватий думал не так. Ища славы не от людей, но от Бога, он сокрушался о том, что везде говорят о нем. Ибо, зная слабость человеческую, праведник не надеялся на свое сердце и боялся, чтоб не проникли в него чувствования гордости и высокомерия.

Святой муж решился сыскать для себя место пустынное, никем непосещаемое. Утвердившись в намерении, он принял благословение от настоятеля, простился с братиею и ушел на остров Валаам, лежащий на Ладожском озере, где иноки, ночь трудясь в молитвах, днем снискивают себе пищу милостынею и трудами рук своих. Но слава всегда следует за тем, кто убегает от нее… Всех превосходя подвигами постничества, святой Савватий и здесь просиял именем не только в местах окрестных, но и в странах далее лежащих.

Опять человек Божий начал скорбеть и снедаться печалию, видя почтение от братии и от приходящих туда богомольцев. Но, к сердечному удовольствию услышал он, что на море есть остров, называемый Соловецкий, пустой и ненаселенный, отстоящий от берега на два дня плавания. Другой, при первом слухе, вообразил бы ужас пустыни, хлад Севера, рев зверей, и в трепете отвратил бы оттуда очи свои; святой Савватий, напротив того, воскликнул: «Здесь благоприятное для меня пристанище! Бог милосерд; Он пятью хлебами напитал в пустыне пять тысяч народа: пропитает и меня на острове хладном и пустом, и даже пошлет для меня чем накормить и пришельцев, если какие посетят обитель мою». Но настоятель и братия ни под каким видом не хотели расстаться с столь праведным мужем: ибо святой Савватий был венец их братства.

Человек Божий решился уйти тайно. В глухую полночь он вышел из обители и направил путь свой к стороне моря. От живущих на бреге рыболовов вторично услышал он, сколь ужасная пустыня будет жилищем его, но всё сие святого отшельника только более восхищало. Идучи вдоль по берегу морскому, он нашел инока, именем Германа, при часовне живущего, и соорудил с ним малую ладью.

Взяв с собою несколько хлеба и землепашеских орудий, с надеждою на Бога, они пустились в море. Тишина и попутный ветер способствовали им достигнуть желанного места. Там пустыннолюбцы водрузили крест, поставили келлии и начали жить, работая Господу и в поте лица своего снискивая себе пищу. Их руки возделывали землю, а уста благословляли Господа.

Кто ищет славы от людей, тот приемлет здесь – на свете мзду свою, которой должно бы ожидать в будущей жизни. Христиане! Сравните одну бледную искру, которая мгновенно исчезает, с блистанием солнца, и тогда судите, что значить слава мира сего противу славы небесной, которую
уготовал Бог любящим Его.

Училище благочестия, или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых. В двух томах. Том 1. С.-Пб., 1891. С. 49–50

(40)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *