Святой Василий Острожский

Острожский монастырьЗемная жизнь святителя Василия, митрополита Захумского и Герцеговинского (нам он более известен, как святой Василий Острожский), проходила в самое смутное и жестокое для православных жителей Балкан время. Позади было время великих столпов Сербских: святого Симеона Мироточивого, святого Саввы Сербского, святого князя Лазаря. Впереди время, когда на Балканах возникнет первая независимая православная держава под управлением православных митрополитов (период, так называемого владыката, когда светская и духовная власть объединялась в лице
митрополитов). Святой же Василий Острожский оказался на многие десятилетия «один на один с силами зла, навалившимися во время его земной
жизни со всех сторон на сербский народ».

Это было время когда народ, теснимый безжалостными турками, ради сохранения веры православной покидал плодородные равнины, оставляя
дома и родные могилы, и поднимался всё выше в бесплодные суровые горы. Но и там нельзя было укрыться от турецкого террора. Вот как  описывает современник время турецкого владычества:

«Наполнились бойцами и поля, и долины, и склоны, и вершины. Они свирепствовали над Христовым стадом как львы неукротимые, или леопарды лютые, или драконы летящие, что глотают всех верных. Дома жгли, имущество грабили, все люди пребывали в страхе и горе…»

Это было время, когда народ православный находился под страшным и кровавым игом, когда малодушные ради временных благ отрекались от Христа и становились лютыми врагами вчерашним своим братьям и соседям. Это было время, когда с народа православного взималась страшная дань – «дань кровью», когда самых красивых девушек и самых крепких юношей отрывали от родных о обращали в ислам. Юношей отправляли в Турцию в специальные военные школы. Из таких насильно обращенных в ислам православных сербских юношей формировались карательные янычарские отряды.

И в это страшное время, когда «душа народа изнемогала», Господь воздвиг «пастыря доброго и ревностного учителя» – святого Василя, Митрополита Захумского и Герцеговинского, обновителя Острожского монастыря, где и доныне почивают его святые мощи.

О детских и юношеских годах святителя известно немного. Родился он около 1610 года и при рождении получил имя Стоян, то есть «тот, который стоит и остается». Родители маленького Стояна Петрова Ивановича– Петр и Анна – жили в местности, которая называлась Попово Поле. На этих же землях располагался древний монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом был родной дядя Стояна – Серафим. В этот монастырь и поступил одиннадцатилетний отрок.

Спустя четырнадцать лет он был направлен в монастырь Успения Пресвятой Богородицы, называемый Тврдош, где и был пострижен с именем Василий, а через некоторое время принял диаконский и священнический сан.

Первой паствой молодого иеромонаха Василия стали села родного Попова Поля. Уже в это время обнаружилась сила его молитв, и он заслужил прозвание: «молитвенник райи». Райя – буквально «стадо», так называли турки всё покоренное христианское население своей державы. Себя они
считали пастухами, «наделяя себя правом поступать с христианами как с овцами: стричь (обирать), и резать (убивать). Христианславян это слово не
унижало. Так как было созвучно слову «рай», что утешало надеждой на Бога среди испытаний, и поэтому это слово употреблялось не только турками».

В 1636 году святой Василий был возведен в сан митрополита Захумского. В это время обострилась борьба между турками – мусульманами и венецианцами – литинянами за владычество на Балканах. И православные оказались между молотом и наковальней: с одной стороны свирепые турки, а с другой льстивые паписты, подстрекавшие православных к унии. В это время была основана так называемая Священная Лига христианских
государей, и сербы южной Герцеговины воевали на стороне венецианцев, но это не мешало католикам грабить и уничтожать православные святыни.

Во время этой войны усилился турецкий террор, и православные во множестве бежали через границу, надеясь найти помощь у западных братьев. Но
надежды их были напрасны. Как свидетельствует один из католических епископов, их ожидала страшная участь: «тех, кто не хотел принять римскую веру, отправляли гребцами-рабами на галеры или продавали в рабство торговцам, и их перевозили в Италию и другие места».

Во время этих бесконечных кровавых смут святой митрополит Василий продолжал быть горячим молитвенником райи. Он постоянно объезжал свою паству для духовного подкрепления и объединения народа, пренебрегая опасностями пути. А на балканских дорогах того времени путнику грозили смертью не только турки, но и свои же бродячие гайдуки, и разбойники, а часто и стаи одичавших собак или волков. Страна была разорена, и всё пришло в запустение, люди жили в постоянном страхе. По свидетельству одного английского путешественника, в ту пору люди жили главным образом в землянках едва выступающих над поверхностью земли, которые были вырыты в склонах холмов или на равнинах. А в горных краях жили в маленьких каменных жилищах с крошечным окном под потолком и отверстием в крыше. «Когда мы там проходили, – пишет путешественник, – то христиане прятались, как зайчата в свои норы… Было очень жалко этих бедных людей, наблюдая в каком страхе живут они в этих краях. Прячутся, как только завидят, что будем проходить недалеко от них…»

Но были среди сербов и другие – те, кого гонения не сломили, а ожесточили. Бесстрашные воины, привыкшие смотреть в глаза смерти, они и в родной земле продолжали жить грабежами и насилиями. Эти люди, оставаясь по виду православными христианами, на деле очень часто являлись хулителями православной веры. Немало пострадал от них и святитель Василий. Так в бытность его пребывания в бедном монастыре Озеряническом, особенно усердствовали в причинении ему обид жители близлежащего села: «эти люди, соревнуясь, каждый день гарцевали на своих белых скакунах, и когда уставали, то подъезжали к бедному монастырю и требовали от святого Василия богатого угощения, говоря, чтобы он доставал его откуда хочет и как знает. Они могли появиться во время Божественной Литургии, прямо на лошадях доехать до дверей монастырских и приказать «черной монастырщине» вынести им просфоры. Если просфоры им выносили, то они не брали их руками, а насаживали на копья…»

Из всех сил зла, навалившихся во время земной жизни святителя Василия на сербский народ, турецкое кровавое иго и латинский лукавый прозелитизм, пожалуй не так были страшны, как вражда и ненависть между братьями, как забвение Закона Христова. Но неустанные молитвенные и деятельные труды владыки начинали приносить плоды: простой народ «все более и более постигал науку послушания своему молитвенному архипастырю». Те же, которые не желали «жить по совести и по Божиим заповедям боялись владыку, поскольку уже узнали силу его проклятий».

Так – милостью и строгостью – спасал архипастырь душу народную от гибели. Сербский народ до сего дня чтит святого Василия за то, что он «во всех бедах, при натиске со всех сторон, при предательстве, при нищете, при многолетних войнах… сохранил и приумножил в своем народе его главное сокровище – бессмертное Православие». Святой Василий явил великий «духовный переворот в Сербской истории, когда от постепенного угасания народной души при отпадении многих в ислам и римо-католичество народ перешел к героическому освобождению со знамением креста».

И прошло всего тридцать лет после преставления святого, и в 1709 году на Балканах возникла первая независимая православная держава – Черногория. Почитание святого Василия на Балканах по силе и широте можно сравнить только с почитанием на Руси святителя Николая. И духовный облик этих святых удивительно схож: оба святителя необыкновенно милосердны к кающимся грешникам, но в то же время отличаются особой строгостью к хулителям веры и неблагодарным людям.

Как при жизни творил святой Василий многочисленные чудеса для прославления веры Христовой и для утешения народа Божия, так и по преставлении не прекратилось его попечение о пастве. Как во время земного жития святого, так и ныне притекают к мощам святого в монастырь
Острог многочисленные паломники. И невзирая на вероисповедание и национальную принадлежность, по вере и по силе покаяния Господь подает
у мощей своего угодника исцеление просящим.

Закончить этот рассказ о великом сербском святом хочется словами нашего соотечественника, иерея Григория Рачука, переводчика на русский
язык жития и книги чудес святителя Василия Острожского.

«Как записано в Символе нашей Веры, мы веруем во Единую Церковь, и поэтому святой Василий, Острожский Чудотворец, является святым не только Сербской Церкви, но и святым Русской Церкви, так как Святая Православная Церковь Едина. Почитанию святого Василия Острожского – величайшего чудотворца Сербской Церкви и Русской Церкви мешало только одно единственное обстоятельство – языковой барьер и, в связи с этим, отсутствие информации. Теперь этого досадного препятствия на пути к святому не существует –каждый русскоязычный читатель может подробно изучить жизнь замечательного святого и его удивительные чудеса. Кроме того, поскольку Черногория поддерживает безвизовый режим с Россией, к святому Василию достаточно просто съездить… И да поможет святой Василий тем, кому нужна его святая помощь, его благодатное заступничество перед Богом!»

Монастырь Острог. Черногория Монастырь Острог. Черногория Монастырь Острог. Черногория Монастырь Острог. Черногория Монастырь Острог. Черногория

Монастырь Острог. Черногория

Место упокоения святого Василия

Монастырь Острог. Черногория Монастырь Острог. Черногория Монастырь Острог. Черногория Монастырь Острог. Черногория Монастырь Острог. Черногория Монастырь Острог. Черногория

Монастырь Острог. Черногория

Монастырь Острог

Ирина Меркишина
Киприановский источникъ № 5 (98), 2014
Источник

(254)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *