Князь Владимир и духовные скрепы

Свято-Владимировский собор. Херсонес. Севастополь

Свято-Владимировский собор. Херсонес. Севастополь

Решение воздвигнуть памятник князю Владимиру, осеняющий град Москву крестом, вызвало некоторые споры. Возведение этого монумента рассматривается (обоснованно) как часть действий по укреплению духовных скреп — и само это выражение произносится с некоторой иронией, как будто люди боятся быть заподозренными в каких-то проскрепных симпатиях.

Что же, поговорим о скрепах.

Россия является исторически христианской, но тяжело дехристианизованной страной, поэтому некоторые вещи, самоочевидные в контексте христианской культуры, приходится объяснять подробно. Христианство есть религия спасения. Оно обращено к тем, кто признает свой грех и свою нужду. Обращение к Богу в христианской традиции не означает, что я есть светоч и носитель исключительной духовности — оно означает, что я грешник, ищущий спасения. Крест — это знамение спасения, а не знамение надменного самодовольства.

Поэтому говорить о том, что, мол, «в России полно безобразий, а вы тут о духовных скрепах рассуждаете», значит не понимать, что такое духовность — во всяком случае, христианская. Вы ищете прощения именно потому, что вы грешны. Вы ищете исцеления именно потому, что Вы больны. Вы ищете помощи Божией именно потому, что Вы немощны.

Это не претензия на то, что мы глобальная сила добра — эта претензия была бы высокомерной и нелепой со стороны России, как она является высокомерной и нелепой со стороны любой другой державы. Поэтому вся ирония на тему «а они еще претендуют на духовные скрепы» основана на чистом недоразумении — обращение к историческим и духовным корням своей истории это не претензия на отменное здоровье, это поиск исцеления. Блудный сын вернулся в отчий дом не потому, что он впал в самодовольство, но ровно наоборот. Он понял, что погибнет, если не вернется.

Одна сторона традиционного христианского взгляда — то, что люди грешны; другая — что Бог любит и спасает грешников. Грешник может вернуться на путь спасения, привести, с помощью Божией, свою жизнь в порядок. Более того, это могут сделать большие группы людей, даже народы — и история князя Владимира это именно история того, как народ, по примеру своего князя, обратился к Богу.

Конечно, далеко не для каждого православное христианство — это его личная вера. Но это культурообразующая традиция, которая делает нас частью христианского мира. Именно она определила наш язык, архитектуру наших городов, те представления о мироздании и человеке, которые выражены в нашей литературе и искусстве.

Наше место в истории цивилизации определятся именно тем решением, которое в свое время принял святой князь Владимир. Другого места у нас нет, и взять его неоткуда. Это — корни, из которых растет вся наша культура и история, и их нельзя поменять — можно только отрезать себя от них.

И, вспоминая о святом Владимире, мы обращаемся к нашим духовным скрепам — без которых мы развалимся — и корням, без которых мы засохнем. Потому что мы можем, в определенной мере, выбирать, куда нам расти — но мы не можем выбирать наши корни

Источник

(15)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *