Монастыри в Скитской пустыне

Монастырь преподобного Паисия Великого

Монастырь преподобного Паисия Великого

Нитрийская пустыня, или Вади-Натрун , является отдаленной частью древней скитской пустыни — именно от ее названия иноческие пустынные обители, в которых монахи подвизались в строгом уединении и безмолвии, стали именоваться скитами.

Скитская пустыня (от копт. schiet (шиит), в лат. произношении скеф, скиф или скит — «большая равнина». По другой версии от греч. skitos — «кожа».)

В Скитской пустыне спасалось много отшельников в эпоху расцвета Египетского монашества с IV по VII век. Здесь поселялись самые строгие отшельники, первым из которых был преподобный Макарий Египетский. Из всех пустынь Египта в Скиту были самые тяжелые условия для жизни. Паломник, посетивший Египет в IV веке, пишет о Скитской пустыне как об ужасно болотном месте с плохой водой, с множеством мошкары и комаров:

«Воды там мало, да и находимая вода – отвратительного запаха, пахнет смолою, но не вредна для питья. Там живут только мужи, уже усовершенствовавшиеся в духовной жизни. Кто ж иначе может жить в таком страшном месте, кроме людей, обладающих бесповоротной решимостью и совершенным воздержанием? Но живут все между собою во взаимной любви, и с сердечным радушием принимают, кто бы к ним ни пришел.»

В настоящее время в Нитрийской пустыни уцелело лишь 4 древних монастыря, которые датируются IV веком нашей эры и действуют до сих пор. Они расположены чуть в стороне от дороги Александрия — Каир.

Монастырь прп. Паисия- Анба Бишой.

Монастырь был основан в IV веке прп.Паисием Великим.» За его чрезвычайную чистую и высокую жизнь Бог так возлюбил его, что Сам Христос часто являлся ему и наставлял в добродетели.
— Мир тебе, возлюбленный Мой служитель Паисий, -приветствовал однажды Спаситель блаженного, пребывавшего на молитве в своей пещере.
— Вот, я раб Твой. Что повелишь, Владыка, что побудило Тебя снизойти ко мне? — со страхом и трепетом вопросил святой.
— Видишь эту обширную пустыню? Всю ее, благодаря тебе, я наполню подвижниками, прославляющими имя Мое.
— Слова Твои, Владыка Господи, подчинены державной руке Твоей, и желания Твои тотчас же свершаются. Однако, молю Твою благость, скажи, откуда в этой пустыне подвижники будут получать необходимое?
— Поверь мне, если Я найду тех, кто имеют между собой матерь всех добродетелей — любовь, и исполняют заповеди Мои, то все попечение о них возьму на Себя, и не будет у них ни в чем недостатка.
— Еще раз спрошу Твою благость, как им с легкостью избежать сетей врага и избавиться от его страшных искушений?
— Если они, как Я тебе сказал, будут исполнять заповеди Мои с кротостью, правдой, смиренным сердцем, то Я не только избавлю их от брани с врагом и его сетей, но и сделаю наследниками Царствия Небесного, — укрепил Паисия Вседержитель и вознесся на Небо.
Священного же Паисия, от такого схождения к нему Самого Спасителя, объял большой страх.»

Со временем к преподобному Паисию собралось множество иноков и мирян, так был основан монастырь.

Рядом с храмом находится колодец мучеников, глубиной 12 метров. По преданию, кочевники в V веке убили 49 обитателей монастыря святого Макария и омыли в этом колодце свои сабли, с тех пор он называется Колодцем мучеников.

Мощи преподобного находятся с левой стороны от иконостаса в храме V века. Его тело сохранилось полностью нетленным, таким же, каким оно было при жизни. Мощи святых копты традиционно оборачивают в красный бархат и покрывают сверху полиэтиленовой пленкой, которую натирают благовонными маслами.

Мощи прподобного Паисия Великого

Мощи прподобного Паисия Великого

К имени преподобного добавляют и прозвище Милостивый. Говорят, что он многажды в своей жизни удостаивался лицезреть Христа. До нас дошло следующее предание. Паисий встречал всех путников, заходивших в монастырь, и сам омывал им ноги. Однажды на ногах одного из пришельцев он увидел раны от гвоздей. «Кажется, я тебя знаю», – с благоговейным ужасом произнес Паисий. Путник исчез. Явившийся Ангел возвестил Паисию, что то был Христос.

Однажды ученики стали просить преподобного сделать так, чтоб и им встретить Христа. Паисий помолился и по извещении свыше позвал их вместе взойти на гору. На пути они увидели старого калеку, который, узнав, куда они идут, попросился с ними. Ученики отказали старику. Позади шел Паисий. Старик обратился и к нему с той же просьбой. Преподобный сжалился над калекой и посадил его к себе на плечи. Скоро Паисий изнемог и далеко отстал от учеников. «Знаешь,– наконец сказал он калеке, – что-то ты становишься все тяжелее и тяжелее. Не пойму, почему это происходит». И вдруг он обратил внимание на ноги старика: на них были раны от гвоздей. Паисий вострепетал: «По-моему, я уже омывал когда-то Твои ноги!» Калека исчез. Паисий, добравшись наконец до вершины, нашел там своих учеников. «Где же ты был? Где же Христос?» – спросили они. А он отвечал: «Не на горе надо Его искать, а в ближнем своем».

Монастырь Эль-Суриани, или монастырь Сирийцев.

Именно в этом монастыре начинал свой подвиг преподобный Паисий. Со временем к нему из разных стран стали приходить желающие поучиться и когда учеников стало много и образовалась большая обитель, преподобный Паисий удалился, поселившись в том месте, где сейчас находится его монастырь. На этом же месте был основан монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Монастырем сирийцев же он стал называться из-за большого количества сирийских монахов, живших в нем.

Связан этот монастырь и с именем прп. Ефрема Сирина. По преданию, когда преподобный Ефрем пришел в эту обитель для приобретения монашеского опыта,он очень утомился от длительного пути по пустыне и взял посох, чтобы опереться на него. Но некоторые монахи посчитали, что он опирается на посох, чтобы подчеркнуть свое превосходство- идет с посохом как архиерей. Узнав их помышления, прп. Ефрем воткнул посох в землю рядом с кельей, в которой жил прп. Паисий. И произошло чудо: посох покрылся зелеными побегами, несмотря на зной и сухость пустыни. Из него выросло дерево тамаринд, которое и сейчас украшает обитель.

Дерево прп.Ефрема Сирина в монастыре Эль-Суриани

Монастырь знаменит уникальными фресками и иконами, многие из которых датируются VII веком. На алтарных вратах начала Х века сохранилось семь рядов инкрустации из настоящей слоновой кости.Поставлены эти врата были в 913 году, имеют семь рядов и символически изображают несколько христианских эпох.

(221)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *