Туристы и паломники. В чем разница?

Паломники молятся у главы преп.Виссариона

Паломники молятся у главы преп.Виссариона

Религиозный тур — это первое знакомство с православной культурой, воспринимаемой не столько с культурологической, сколько с духовной стороны.

Люди приезжают, либо пешком приходят в монастыри, храмы, к святым источникам. Они хотят поближе познакомиться с историей Святого места, с тем, почему этот монастырь имеет такое-то название, когда он возник, какие события исторические и церковные связаны с этим местом. Они хотят узнать все сразу, или в подробностях. Не стоит судить строго. У каждого свой путь к Богу. Возможно, это действительно первый шаг на пути к тому, что он станет православным по вере, а не только по факту крещения.

Нередко мы наблюдаем, как по-разному ведут себя паломники и туристы, приехавшие познакомиться со Святыней в рамках экскурсионной программы. Первые знают, что делать, где встать, куда пройти, а вторые беспомощно ищут руководителя группы экскурсовода, теряются, заходя в храм. Однако и тех и других объединяет интерес к той святыне, у которой они по воле Божией оказались. И прямо во время речи хорошего экскурсовода даже их лица меняются, и чувствуется, что они переживают что-то очень важное в своей жизни. Это очень важный аспект приобщения человека, находящегося в туристской поездке, к Православной Святыне и к нашей церковной истории.

Вот только вопросы, которые потом задают туристы и паломники, дают понять, кто есть кто в группе, которая стоит перед экскурсоводом. Одних интересует, какие события из жизни святого связаны тем или иным зданием, сооружением, а другим интересно, сколько процентов серебра содержится в воде Святого колодца. Впрочем, за тем или иным вопросом человек порой прячет и неподдельный, почти детский интерес к давнему событию. Он, скорее всего, пока стесняется показать знакомым, входящим в туристскую группу, свое духовное пробуждение.

Вообще, посещение Святых мест, паломничество — дело довольно тонкое. Да и растёт человек духовно постепенно, и часто неявно. У паломника и туриста разные пути, только хотелось бы, чтобы цель при посещении Святыни была все-таки одна, чтобы человек в результате приближался к Церкви. Чтобы он, даже находясь на отдыхе, делал шаги, пусть первые, пусть неуверенные, но на пути к Богу.

Алексей Иванович Ткалич
Паломничество: туризм или духовный опыт / Студенческий альманах православного миссионера ПРИЗВАНИЕ. — №7. — М.: ПСТГУ, 2010. — С.8-9.

(54)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *