Святые места оказывают вразумляющее действие

Иерусалим. Старый городСвятые места оказывают вразумляющее действие и возгревают в паломниках дарование веры.

Но что значит вразумить человека? Ответ на этот вопрос содержится в словах Покаянного канона:

«даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько».

Вразумление — это дар покаяния. Мы знаем из житий святых, что чем ближе они приближались к Богу, тем сильнее становилась в них потребность покаяния. Покаяние вообще чисто религиозное понятие. Оно не возможно перед самим собой, но бывает лишь перед кем-то другим: или перед людьми, или перед Богом. Тогда человек должен выйти и встать перед тем, к кому он обращается.

Но встать перед Богом, лицом к лицу, просто так, по своей воле человек не может. И, как сказал однажды известный сербский богослов епископ Афанасий (Евтич):

«Раз покаяние не возможно без встречи с Богом, тогда Бог идет на встречу человеку».

В Иерусалиме, в виду «безмолвствующей» Голгофы, этой «всемирной школы нравственности» как называл ее архимандрит Антонин, происходит встреча паломников со Христом, но замечает ее лишь тот, кто в этот момент жаждет покаяния больше жизни, кто для этого пришел на Святую Землю.

Покаяние – это ключ к смыслу предпринятого паломничества. В душе человека оно предшествует подлинной апостольской вере. И здесь проявляется в полной мере та задача, которую Святая Голгофа призвана «всесветно» исполнять «своим именем, своим видом и одним уже своим бытием», а именно — возгревать, по слову апостола Павла (2 Тим 1: 6), в своих поклонниках дарование веры.

Вах К.А.
Источник

(22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *