Архызский лик Христа

Архыз. Лик ХристаИстория Христианства на Северном Кавказе — одна из закрытых страниц нашей истории. К сожалению, история не донесла до нас ни книг, ни пространных легенд.

Открытие наскального изображения лика Христа не было полной неожиданностью. Среди местного населения и раньше ходили разговоры о каких-то изображениях на скалах. Но таким рассказам не верили, считали их вымыслом до мая 1999 года, когда на образ случайно наткнулись грибники или охотники. Вслед за ними на поиски «потаенной иконы» отправились научные сотрудники Нижне-Архызского музея-заповедника.

Был найден необыкновенный образ.

«На вертикальной скале неярко белел лик Христа, при первом же взгляде на который стало ясно — это работа Мастера! — Рассказывает художник А.Демаков. — Под завораживающим взглядом огромных выразительных глаз сразу куда-то исчезла усталость. Косые лучи заходящего солнца создавали причудливую игру светотени на поверхности скалы, но — странное дело — лик Спасителя не растворялся в ней. Его очи, полные всеведения и печали, смотрели на меня. Почему-то сразу вспомнились раннехристианские иконы, потаенные лики святых, созданные в период жестоких гонений на христиан… Позже я много раз бывал у лика, но не даром говорят, что первые впечатления — самые яркие».

Верующие люди восприняли открытие образа Христа как чудо, и вскоре гора стала местом паломничества. Некогда неприметная тропка нынче превратилась в широкую проторенную дорогу. Крутизна склона не мешает жаждущим приложиться к необычной иконе.

Одним из первых исследователей «потаенной иконы» и автором наиболее реальных гипотез о ее происхождении стал преподаватель Армавирского педагогического университета, кандидат исторических наук Сергей Малахов. Сергей Николаевич считает, что явление наскального изображения Спасителя неслучайно и предлагает спуститься со скалы в горную долину, где раскинулся древне-христианский аланский город. Здесь-то и скрывается ключ к разгадке тайны древнего изображения.

По мнению Сергея Малахова, существуют две наиболее вероятные даты написания наскального образа Христа. По одной гипотезе, изображение было сделано в 11 веке, когда город стал центром Аланской епархии и в нем шла работа по росписи храмов (по данным исследователей «северный» и «центральный» храмы были расписаны фресками). Возможно, что с присутствием иконописцев, которые участвовали в изготовлении росписи, и связано появление изображения на скале.

Второй период, когда могло появиться изображения Христа, относится к 14 веку. Возможно, образ был сделан с той целью, чтобы оградить город от эпидемии чумы. Изображение Спаса Нерукотворного в средневековой культуре считалось своеобразной защитой от этой широко распространенной и очень опасной болезни.

Третья гипотеза появилась после исследования красителей, которыми было сделано изображение. Были найдены два слоя, которые удалось идентифицировать с древними минеральными красителями, а также элементы поновления, основанные на цинковых белилах 19 века. Тогда же «всплыло» имя одного их исследователей Архызского городища, художника Д.М.Струкова, который дважды бывал здесь в 19 веке. Он зарисовал и подробно описал фрески архызских храмов. Некоторые историки предположили, что этот художник в 80-е годы 19 века взобрался на соседнюю скалу и сделал изображение Спаса Нерукотворного. Только вот с какой целью он это сделал — авторы гипотезы так и не смогли объяснить, как и то откуда взялся слой минеральных красителей 11-14 веков.

Нерукотворный Лик Христа («Архызский» Лик)

Нерукотворный Лик Христа («Архызский» Лик)

Следы реставрации образа, оставшиеся с 19 века нисколько не умоляют древности изображения. Очевидно одно — что его создал талантливый иконописец, хорошо знакомый с техникой росписи фресок в больших храмах. Используя естественный фон скалы и минимальное количество минеральных красителей, он создал очень выразительный и канонически верный образ Спаса Нерукотворного — самый древний иконописный образ Христа.

Архызский лик Христа по-своему уникален и отличается от традиционных византийских и древнерусских изображений отсутствием кресчатого нимба и плата, характерных для иконописного Спаса, что говорит о его древности. Бросается в глаза и большое сходство образа с знаменитой синайской иконой Христа Пантократора 6 века и ликом на Туринской Плащанице — посмертном образе Спасителя.

 

Источник

(505)

1 комментарий:

  1. Удивительно, столько лет, почти всю жизнь, прожил рядом, и ничего не знал об этом.
    Теперь за тысячи километров от Кавказа на Святой Земле узнаю от Вас.
    Неисповедимы пути Господа!
    Слава Тебе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *