Пост+молитва+исповедь

Отправляясь в паломничество, многие стремятся участвовать в богослужениях в посещаемых  обителях и храмах и причащаться Святых Христовых Тайн. В процессе подготовки к этому Таинству у паломников часто возникает ряд вопросов: как постится в дороге, как вычитывать положенное правило перед Причастием, и т.д.

1.Пост. Как правило, паломническая поездка связана с продолжительными по времени переездами. Православная Церковь допускает послабление поста для путешествующих из-за несения ими тягот дороги. Однако мера этого послабления у обычного путешественника и у паломника, готовящегося к Причастию, несомненно, различаются. Многое зависит от того, на какой период времени по церковному календарю приходится паломничество. Если оно совершается Великим постом, представляется неправильным вкушать мясо, которое может быть заменено рыбными или, в крайнем случае, молочными продуктами. Если же речь идет о времени мясоеда, а пища, предлагаемая паломнику в пути, не оставляет возможности выбора, не будет большого греха в употреблении мясных продуктов, если это нужно для подкрепления сил. В ресторане гостиницы или придорожном кафе, где часто питаются паломники, постной пищи может просто не оказаться в наличии. В этой ситуации, а особенно когда человек живет в гостинице, где завтрак заранее включается в стоимость проживания, нарушение поста неизбежно. Однако в этой ситуации оно допустимо.  Для говеющих паломников,  достаточным строго поститься в день накануне Причастия. Бывает, что паломники, приезжая, например, в Святую Землю, причащаются  чуть ли не ежедневно. В этом случае пост может быть еще более облегчен, однако, желательно все-таки отказаться от мяса в эти дни, не ограничивая употребления другой пищи. Минимальное требование — не вкушать мяса хотя бы в день накануне Причастия.  Известны случаи, когда в монастырях в российской глубинке отказываются причащать паломников потому что они не постились накануне. Это своего рода  проявление фарисейства и ревности «не по разуму». Пастырям по этой причине нужно помнить, что от паломников нельзя требовать того же, что от собственных прихожан, нельзя накладывать «бремена неудобоносимые» на чужих духовных чад.

Всем известно, что причащаться нужно натощак. Но, надо помнить, что лекарства едой не являются. Естественно пищевые добавки и витамины сюда не относятся. Употребление же необходимых для жизни лекарств, например, диабетиками, не является грехом и препятствием к Причащению.

Так же существует заблуждение, что перед Причастием нельзя чистить зубы. Когда мы идем в храм, то стараемся, чтобы у нас было чистое тело, чистая одежда, но вполне допускаем неприятный запах изо рта. Нет никакого препятствия в том, чтобы чистить зубы перед Причастием.

2.Молитвенное правило. Отправляясь в паломничество, особенно если речь идет о дальних странах, люди стараются поклониться наибольшему количеству святынь. У них зачастую не остается времени, чтобы спокойно вычитать молитвенное правило, требующее более часа. Вычитывание привычного для нас правила, состоящего из трех канонов и акафиста, не является непременным условием подготовки к Таинству Причащения. В некоторых местах, например, на Афоне, оно состоит совсем не из канонов, поскольку они звучат на богослужении, а из Иисусовой молитвы, поклонов и чтения Священного Писания. Нужно осознавать, что паломники, посещая святые места, как правило, читают там Евангелие, акафисты, тропари и молитвы, а все это уже является молитвенным предстоянием перед Богом. Сам по себе труд паломника — это, в первую очередь, молитвенный подвиг. Не столь важно, какие именно молитвы читает человек, важно, что он молится. Правило можно сокращать при нехватке времени, в зависимости от конкретных условий и возможностей самих паломников. Нужно помнить, что в паломничество отправляются разные люди и то, что может сделать один человек, не всегда по силам другому. Правило может быть различным в зависимости от воцерковленности и степени готовности человека к его восприятию. Если он никогда раньше не причащался, неразумно и даже бессмысленно давать ему такую большую нагрузку. По возможности можно прочитать покаянный канон и последование ко Святому Причащению, или ограничиться молитвами ко Причащению.

Также недопустимо давление со стороны сопровождающего группы (или других лиц) на участников паломнической поездки с целью принудить к участию в Таинстве Покаяния и Причащения. Решения приступать к ним человек может принимать только сам.

3.Исповедь.  К сожалению, случается, что, исповедуясь в незнакомом монастыре или храме, человек сталкивается с неожиданными и неприятными обстоятельствами. Порой на исповеди священнослужители начинают спрашивать о том, принял ли паломник ИНН, паспорт, задавать другие подобные вопросы, или же заставляют каяться в надуманных «профессиональных» грехах, .
Если священник не допускает до Причастия человека, который состоит в зарегистрированном государством, но не венчанном браке, то он имеет право пойти к другому священнику, исповедаться и причаститься. По мнению Православной Церкви зарегистрированный государством брак не является греховным, «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14).

Что касается принятия ИНН, карточек, паспортов и т.д., то этот вопрос не имеет отношения к духовной жизни. Столь же недопустимым является дискриминация верующего по его профессиональной принадлежности. Если священник отлучает человека от Причастия по этим причинам, то это является нарушением. В таких случаях следует обращаться к другому священнику, который мог бы принять исповедь и допустить ко Причастию. Если же другой возможности исповедоваться и получить благословение на Причастие нет, нужно смириться и потерпеть. Такому человеку Господь сторицею воздаст за его смирение.
В монастырях паломников порой, не глядя, отправляют на отчитку. К этому нужно относиться с крайней осторожностью. В этом вопросе нужно спрашивать только совета своего духовника. В любом случае должны быть какие-то очень веские основания для того, чтобы рекомендовать человеку отчитку.

Еще один непростой вопрос связан с распространившимися сейчас поездками «к старцу», которые предлагают некоторые паломнические организации. У нас, к сожалению, вообще утрачено правильное понимание того, что такое старец. К нам это понятие пришло от православных греков. В Греции это старший монах, духовник монастыря. Он может быть духовно опытным или не очень, любвеобильным или суровым. Это не связано с какими-то особыми духовными качествами. У нас в России понятие «старчество» идет от Оптинских старцев. Это были великие подвижники, пламенные молитвенники, которые всем нам подают пример духовной жизни. Испокон веков на Руси паломники посещали не только святые места, но и людей, которые с особой силой являли в себе образ Божий — преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Оптинских старцев. К ним шли за духовным утешением, духовной поддержкой, за словом правды. Но сейчас у нас утвердилось мнение, что старец — это святой, то есть человек святой жизни и обязательно ясновидящий. И к таким людям начинается паломничество на коммерческой основе. Прежде чем идти за советом, и чтобы не получить духовного вреда вместо пользы, нужно обязательно узнать, на каком основании этот человек называется старцем и каково мнение о нем местного архиерея.

Весьма разумно поступают те паломники, которые предварительно перед поездкой исповедуются у своего приходского священника, а, будучи в святых местах, причащаются. В этом случае человек в паломничестве имеет возможность причаститься неоднократно в разных храмах без исповеди. Конечно, все это можно делать только по благословению духовника.

Случается, верующий человек едет в другую страну отдыхать, как обычный турист. Зная, что там есть православный храм, но без знания языка не будет возможности исповедаться, также лучше исповедоваться заранее, у себя дома. Во многих странах не практикуется обязательная исповедь перед Причастием. И если верующему человеку хочется причаститься в чужой стране, в таком случае нужно самому себя осудить, попросить прощения у Бога за свои вольные и невольные прегрешения, и приготовившись, причаститься. Разумеется, этот шаг приемлем только для церковных людей, которые знают, что такое Причастие и должным образом подготовились к нему.

Значительную часть паломников составляют женщины, у которых иногда поездки в святые места совпадают с «критическими днями». В этом случае на них налагается ряд ограничений, зачастую неправомерных. На деле канонических препятствий к посещению женщинами храма «в нечистоте» не существует. Согласно Апостольским постановлениям, естественное месячное истечение у женщины не делает ее недостойной или не способной к участию в церковной молитве. Практика возбранять женщинам в «критические дни» посещать храм, существующая в некоторых наших приходах, сложилась под влиянием традиций иудейского законничества, Ветхого Завета. Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми. «Сотворенные Богом, говорит св. Афанасий Великий, мы не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, …по необходимости естественной». Женщинам «в нечистоте» можно посещать храм, молиться, прикладываться к иконам, к святыням, ставить свечи, нельзя только причащаться. Можно прочитать по этому вопросу мнение уважаемого Патриарха Сербского Павла (ныне покойного)  о женской “нечистоте”. 

Находясь в паломнической группе, спокойно и со смирением преодолевайте возникающие неудоб-ства и трудности, проявляйте внимание и доброту к каждому, смотрите, не нужна ли кому ваша помощь, не осуждайте, не спорьте, не пускайтись в пустые разговоры. Не для праздного времяпрепровождения, а для усовершенствования себя следует предпринимать путешествие к святым местам.

(3601)

Комментирование запрещено