В наше время очень популярно паломничество ко всякого рода «чудодейственным источникам», «целителям» и «старцам». Это достаточно большая проблема современной церковной жизни. На самом деле, это чаще всего, просто коммерческие проекты людей, почувствовавших, что на такие вещи есть спрос, и на этом можно заработать деньги. Зная о доверии к Церкви, такие предприниматели пытаются продемонстрировать своей клиентуре, что являются её представителями, хотя, как правило, никакого отношения к Церкви не имеют. К примеру, долгое время одна компания – организатор «паломнических» поездок — назначала отъезд своих автобусов от саратовских храмов. Представьте: открывается утром храм, заходят 30-40 человек, прикладываются к иконам, ставят свечки, потом садятся в стоящий рядом автобус… Священник это видит, но ничего не может сделать — он не имеет права не пустить приходящих в храм. Людям же, которые купили билет на эту экскурсию, говорилось, что она организована именно от этого храма. И таким нехитрым образом совершался очень неприятный обман.
Сами по себе паломничество – вещь очень хорошая, однако, поскольку основная масса людей всё-таки больше ищет чуда, хитрые дельцы научились ставить этот поиск на поток. Что в них плохо – то, что в ходе такого «паломничества» людям внушаются совершенно чудовищные вещи, не имеющие никакого отношения к Православию. Как правило, распространяются языческие и оккультные представления, к которым наш народ и так достаточно склонен в результате массированной пропаганды по телевидению. Насмотревшись той же «Битвы экстрасенсов», люди начинают искать всяких чудес, магической помощи, «таинственных старцев», и прочая, и прочая.
Отдельного разговора заслуживают поездки к разного рода источникам. Складывается впечатление, что люди, которые туда едут в паломничество, не христиане, а древние язычники, которые поклоняются духам вод, духам леса и тому подобным вещам, настолько исчерпывающим для них является «общение» с источниками. Приехали, окунулись: «Благодать!» — и интерес к Православию на этом заканчивается. Как правило, им больше ничего не надо: ни Евангелия, ни церковной жизни, ни покаяния, ни стяжания христианских добродетелей. Это, конечно, профанация священного, профанация христианства, превращение нашей веры в примитивный набор полуязыческих оздоровительных процедур.
Источники есть, ездить к ним можно. Но всё это должно занимать определенное, очень незначительное место в жизни христианина, потому что главное – это преображение человеческой души в соответствии с Евангелием, и всё, что мы делаем, должно быть подчинено именно этому.
Из интервью Митрополита Саратовского Лонгина
(839)