Картины художника Михаила Нестерова отражают всю глубину святых мест Руси. Он любил путешествовать. В святых местах он находил вдохновение и новые идеи для своих картин. «Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, …. Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы. И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их…» — эти слова Михаила Нестерова как нельзя лучше отражают суть его долгого творческого пути, длившегося более шестидесяти лет.
В 1890 году никому тогда еще неизвестный выходец из далекой Уфы Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на передвижной выставке свой шедевр «Видение отроку Варфоломею». Чем и приобрел мировую известность.
В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины «Святая Русь». Братия монастыря — крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. «С топором да пилой в лесу Богу молимся», — говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин «Молчание».
Так же знамениты его картины «Вечерний звон», «Святой старец Авраамий», «Великий постриг», «Сестры», «Пустынник», «Сергий Радонежский», «Александр Невский» и другие.
«Хорош божий мир! Хороша моя родина! И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее, тем самым помочь полюбить и другим мою родину.» Нестеров.
(289)