Как важны путешествия ко святым местам

Афон

Чтоб доказать, как важны путешествия ко святым местам, следует только прочесть жития святых. Редкий из строжайших пустынников не странствовал во Иерусалим. Видеть святые места, поклониться им, прославить на них дивного в судьбах спасения нашего Бога и принести Ему там свои молитвы — это во всех веках христианского мира оставалось особенным предметом богопочтения.

Во времена святого Златоустого подобные путешествия достигали такой силы, что не только народ и вельможи, но даже и императоры поставляли себе в священную обязанность, отложив свое царственное величие, посвящать себя паломническим трудам (Беседа 26 на Второе послание к Коринфянам.

Значит, кто странствует ко святым местам, тот получает великую пользу, тот заблаговременно в лице святых, именами которых прославлены самые места их земного жительства, готовит и здесь себе во всяком случае сильных помощников, и теплых предстателей о спасении своем пред Богом в день последнего Суда.

«Что ж из всего этого?» • спросите вы. А то, что и мои путешествия по Святой Горе и на Святую Гору, может быть, имеют своего рода цену и достоинство и — как знать! — даже для вас, при чтении моих афонских писем, остаются иногда не бесплодными. Поэтому в каждый раз, как только случится мне куда-нибудь пройтись на Святой Горе, я делюсь с вами моими чувствами и в самых верных, хотя и слабых чертах передаю то, что вижу здесь и что слышу.

Впрочем, скажу по совести, что я хотя и люблю историю, то есть исторические статьи читаю с полным удовольствием, но писать вполне исторически, хотя бы и о Святой Горе, как угодно, — не берусь, потому что история для меня и скучна в своих археологических изысканиях, и неизмен и ма в точности и верности своих событий: она требует строгой истины и неумолимой правды.

Чтоб выполнить эти условия, вы знаете, что необходимо иметь к тому удовлетворительные средства и возможность; между тем я — в полном значении слова — — здесь инок; а потому, доверяя рассказам старческим, особливо рассказам самовидцев, тем и довольствуюсь и, по сличении их с историей, передаю вам без всякого со своей стороны прибавления.

Стало быть, цель моего путешествия на Святую Гору и по Святой Горе решительно не историческая, а более — аскетическая. Это правда. С ранних лет моей жизни, начитавшись Четьи-Минеи и Пролога, я дал себе слово и поставил в правило, если угодно будет Господу, посетить святые места Палестины, Афона и русские. Бог видел непорочность и чистоту желаний юношеских;

Афон

Он благословил предположения моего детства и пламенное желание — видеть здешние пустыни и надышаться райским дыханием расцветов афонского аскетичества, и вот я теперь — счастливейший из паломников своего времени. Счастливейший потому, что никто из случайных путешественников не оставался так долго на Святой Горе и не проникал так глубоко во внутренность потаенных пустынь Афона, как я; потому что и отец архимандрит П-рий, и профессор К. У. Г-ч смотрели на Святую Гору с исторической только стороны, а потому и не изучали современного здешнего подвижничества. Но это в сторону.

Из книги  Афон 1847. Письма святогорца  Часть IV    Иеросхим. Сергий Веснин

Источник

 

 

(70)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *