Свияжский Богородице-Успенский монастырь

СвияжскГородок Свияжск, отстроенный при Иване Грозном на зеленых склонах Круглой горы, в XX веке превратился в село, а потом и вовсе отделился от земли — в 1957-м создание Куйбышевского водохранилища сделало его частью суши, со всех сторон окруженной водой. Свияжск стал похож на сказку. Окруженный волжскими водами, остров напоминал знакомую с детства картинку: Чудо-юдо Рыба-кит, на крутых боках которого выросли дома, сады и белокаменные церкви. Попасть в Свияжск можно было только по реке. Ни шума, ни машин, ни спешки.

Теперь все по другому. К организованному историко-архитектурному музею «Остров-град Свияжск» в 2009 году подвели дамбу, соединившую остров с берегом, и по ней пошли туристические автобусы. В Свияжске закипела работа: разрушающиеся дома, церкви и монастыри активно реставрируют, островитянам стали доступны блага цивилизации вплоть до газа и тротуаров.

Современному паломнику будет интересно посетить Свияжский Богородице-Успенский монастырь, который был основан в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. После смерти святителя Гурия в 1564 году архимандрит Герман стал вторым архиепископом Казанским.

Успенский собор.Свияжск

Успенский собор.Свияжск

Обитель стала главным миссионерским центром Казанской епархии и оставалась таковой на протяжении XVI—XVIII веков. Есть сведения, что типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при св. Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве. Свияжск стал местом крещения сотен, а затем и тысяч представителей местного населения: татар, чуваш, марийцев, мордвы. Отсюда христианство начало своё распространение в Поволжье…

В XVI—XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. В его землях накануне реформы 1764 года числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых.

По монастырской реформе 1764 года, обитель была возведена в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года это был единственный первоклассный монастырь в Казанской епархии.

Мощи святителя Германа — главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В разные годы здесь размещались: тюрьма ОГПУ-НКВД, входившая в состав Поволжского отделения ГУЛАГа; леспромхоз; психиатрическая лечебница-колония закрытого типа для неизлечимо душевнобольных. В 1987 году образован Свияжский филиал (отдел) Государственного музея изобразительных искусств РТ.

Монастырь уникален сохранившимися фресками собора, занимающие общую площадь 1080 квадратных метров. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного (второй — собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле). Вообще, русскую фресковую живопись XVI века мы знаем, главным образом, лишь на примере названных соборов: сохранилось много более древних и более поздних фресок, но по XVI веку зияет большой пробел. В этом смысле, свияжские росписи являются уникальными. Наиболее знаменитые их композиции: «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода, «Шествие праведных в рай», (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой, согласно апокрифической версии изображён с песьей головой). Уникально и то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители. Так же в алтарной части собора имеется единственное прижизненное изображение царя Ивана Грозного с боярами и воеводами, участвовавшими в «Казанском походе».

В 1997 году Указом Президента РТ М.Ш.Шаймиева Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был передан Казанской Епархии Московской Патриархии Русской Православной Церкви и с тех пор и до сего дня в монастыре неустанно ведутся восстановительные работы, а в восстановленных храмах совершаются богослужения.

Свияжск был великим центром не только мужского, но и женского монашества. К рубежу XIX-XX веков свияжский Иоанно-Предтеченский был вторым по величине женским монастырём Казанской епархии. К 1900 году в нём подвизалось до 400 насельниц.

Монастырь в XVIII веке был практически безземельным и очень бедным, но совсем не маленьким — в нем подвизалось до 100 насельниц. Просто почти все они были крестьянского происхождения, и потому никаких богатых пожертвований в обитель не поступало. Все кельи и ограда были деревянными, что и погубило монастырь в 1795 году: тогда в неожиданно начавшемся пожаре Свияжска сгорело около 140 домов обывателей, а Иоанно-Предтеченская обитель выгорела полностью.

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь

При возрождении обитель была перенесена на новое место, где она находится и поныне, в результате слияния ее с приходской Троицкой церковью, которая осталась от упраздненного по реформе 1764 года Троицкого мужского монастыря. Щедрые пожертвования сделали эту «новую-старую» обитель одной из самых процветающих в епархии на протяжении целого века: примерно с 1820-х годов и до революции в 1917-м. Пожар словно пробудил состоятельных людей от какой-то духовной спячки: многие вдруг поняли, насколько их помощь нужна погорельцам. И по промыслу Божьему, щедрый поток пожертвований не прекращался, а только рос — даже тогда, когда пожар уже забылся.

Обитель постоянно расширяла свою территорию — параллельно росту числа монахинь и послушниц, — и к концу XIX века заняла площадь около 2,5 гектаров.

Архитектурный ансамбль Иоанно-Предтеченского монастыря особенно интересен своей сохранностью. В отличие от соседнего Успенского, он хоть и пережил такое же запустение, но не лишился ни одного храма, ни одного корпуса. Да, все интерьеры были страшно изуродованы в советское время, но внешний вид уникального ансамбля XVI — начала XX веков остался практически таким же, каким был.

Одно время управляла монастырем игуменья Каллиста (с 1841 по 1865-й). О том, что она будет игуменьей, предсказал молодой девушке, еще и не собиравшейся в монашество, сам преп. Серафим Саровский. Описывается это в подробном житии святого Серафима так:
«Пришла к нему другой раз одна девица, чтобы попросить от святого старца наставление: как ей спасти свою душу? Но не успела она еще и уста открыть, как о. Серафим начал уже сам говорить ей:
— Много-то не смущайся: живи так, как живешь. А в большем Сам Бог тебя научит.
Потом, поклонившись ей до земли, сказал:
— Только об одном прошу тебя: пожалуйста, во все распоряжения входи сама и суди справедливо. Этим и спасешься.
Девушка никогда не думала о монашестве, не могла и понять, о каком распоряжении предсказывал ей старец, поклонившись до земли. А он, прозрев эти тайные мысли ее, прибавил:
— Когда придет это время, тогда вспомните меня.
Собеседница спросила: не приведет ли Бог ей еще свидеться с батюшкой?
— Нет, — ответил он, — мы уже прощаемся навсегда, а потому прошу не забывать меня в своих святых молитвах.
Девушка в свою очередь попросила молиться за нее.
— Я буду молиться. А ты теперь гряди с миром: на тебя уже сильно ропщут»…
Действительно, в монастырской гостинице спутницы встретили ее с сильным ропотом за замедление у батюшки. Впоследствии она приняла монашество с именем Каллисты и была игуменьей в Свияжском монастыре Казанской губернии: ей-то и поклонился в ноги батюшка и, как уже игуменье, сказал на «Вы»: «вспомните»; до этого же и после говорил с девушкой на «ты».
Когда, в каком именно году произошел этот знаменательный и незабываемый разговор — нигде не указано. Но мы знаем, что преподобный Серафим лишь последние 7 лет земной жизни принимал посетителей, то есть могло это быть в 1825-1832 годах. Таким образом, предсказание было сделано за 10-15 лет до начала настоятельства игуменьи Каллисты.

Память об этом жила в Иоанно-Предтеченской обители и поэтому, как только в 1903 году состоялось всероссийское прославление преподобного Серафима, придел строящегося храма решили освятить именно в его честь. Это был один из первых в России престолов, освященных в честь дивного старца.

А потом было «время разбрасывать камни», как и везде в подобных местах. Судьба Иоанно-Предтеченской обители в советское время такова же, как судьба всего Свияжска. В 1919 году она была закрыта и разграблена. Последняя игуменья Павла сподобилась мученического венца — была расстреляна у монастырской ограды. То же запустение, что в соседнем Успенском монастыре, воцарилось здесь почти на век — только, с одним отличием — не было здесь психиатрической больницы. Просто в крайне обветшавших корпусах жили — а вернее, выживали без всяких удобств, в нищете, — немногие оставшиеся обитатели острова. Здесь же разместилось единственное в Свияжске почтовое отделение — хоть какая-то связь с внешним миром… Все три храма формально стали принадлежать Свияжскому историко-архитектурному музею-заповеднику — что не помешало им прийти в крайнее запустение. У музея не было никаких средств на реставрацию.

В настоящее время Иоанно-Предтеченская женская община упразднена и обитель входит в комплекс Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря.

Источник

(383)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *