Великий Пост в Греции свято хранится, как очень важное событие. Эта традиция бережно сохраняется как в личной, так и общественной памяти. Конечно, образцом и показателем глубины понимания и ведения поста являются монастыри, где все подробности Устава соблюдаются до мелочей.
В первый понедельник первой седмицы, здесь устраивают настоящий всеобщий праздник. Этот день в Греции официально выходной. Большинство проводит этот праздник по-праздничному. Устраиваются гуляния, все выходят на прогулку, на природу, где устраиваются постные столы. Правда такие гуляния в первый день великого поста, раньше никогда не устраивались, но за последние пару-тройку десятилетий, приобрели в Греции всеобщий характер.
Строгие и долгие богослужения, аскетичность начала великого поста являются византийской традицией, но в Греции сохраняется эта традиция лишь в монастырях, которые, в свою очередь закрываются наглухо свои врата в эти дни. Иноки ни с кем не беседуют, хранят полное молчание. Врата монастырей открывают лишь на время службы и, немедленно, по окончании богослужения эти врата обители вновь наглухо закрывают.
В храмах нет таких продолжительных служб и стояний, как в России. Также нет и столь привычного нам торжественного совершения Великого Канона преп.Андрея Критского на первой неделе поста. А на пятой неделе, как и положено весь Канон поется на распев. Однако, такой значимости как у нас, для греков он не имеет.
Зато куда серьезней дело обстоит с Акафистом Божией Матери, который поется каждую пятницу. Сначала вычитывается по одной трети с первой по четвертую недели, а затем на пятой полностью. Причем значение этого богослужения огромное, даже значительнее, чем для нас чтение Великого Канона. Объясняется это совершенно просто. Дело в том, что пение Акафиста совершается в пятницу вечером, когда люди после трудовой недели, не отягощенные предстоящим рабочим днем, с удовольствием посвящают свое время перед выходными, посещению потрясающего богослужения, с торжественным исполнением гимна Божией Матери.
Те, кто держит пост от начала до конца, в монастыре, или в миру, держат его по всей строгости. То есть сухоядение на первой недели от понедельника до субботы, а некоторые держат и так называемый триднев, то есть без еды и воды первые три дня, а в монастырях иноки выдерживают и пятиднев на первой седмице, лишь причащаясь Святых Таин в среду и пятницу. В остальные дни последующих недель – постная, растительная еда без добавления растительного масла, кроме субботы и воскресенья. Исключение составляют лишь значимые праздничные дни, например, сорока мучеников Севастийских. Зато в дни, когда можно вкушать масло, могут готовиться морепродукты. Например, кальмары, осьминоги, креветки, каракатицы, так как, по афонскому уставу, эти морепродукты считаются морскими растениями, потому что у них нет крови. Рыба исключена вообще, кроме праздника Благовещения Богородицы, который совпадает с национальным праздником Греции, днем Независимости. Кстати, на Вербное Воскресение рыбу в Греции не едят, хотя есть выбор: либо на Благовещение, либо на Вербное, но не оба раза, как у нас, в России, а лишь один раз позволено вкушать рыбу великим постом, как утешение для говеющих.
Апогеем великого поста в Греции является, конечно же, Великая и Страстная Неделя. Великий Четверг уже сокращенный рабочий день, а с Великой Пятницы до вторника Светлой Недели официальные выходные. Храмы в эти дни практически открыты круглосуточно, особенно в Великую Пятницу.
(268)