Из интервью о том, как отмечают Светлое Христово Воскресение на Святой Земле. Протоиерей Игорь Пчелинцев — ключарь подворья Праведной Тавифы в городе Яффо (Израиль):
» Праздник Воскресения Христова встречаем традиционно очень хорошо. С очень большим народным подъемом, если так можно выразиться, потому что наш храм и наше подворье фактически единственный храм православный на половину Израиля.
На праздник Пасхи съезжается все православное население южного Израиля, то что южнее Тель-Авива, от самого Красного моря, из пустыни народ едет освящать куличи, пасхи, на службу приходит, просто приходит посетить храм в эти пасхальные дни. И особенно на местные выходные. Поэтому всегда очень много людей, такое очень радостное настроение, все красивые, все с корзинками, куличами, яйцами, колокольный звон идет. Настоящая Пасха и Святая Земля настоящая.
… Может быть, одна из трудностей календарных то, что выходные дни в Израиле — это пятница и суббота. Суббота — это шаббат, понятно. А воскресенье — это первый рабочий день. Для нас в богослужебном смысле воскресенье — главный такой праздничный день, но основной народ всегда приходит по субботам. Можно приехать в храм. Единственное, что общественный транспорт не ходит, те, у кого нет машины или кто живет далеко от храма, они не могут, конечно, в субботу попасть в храм. Ну тут уж люди за многие годы, даже десятилетия ищут какие-то способы. Поэтому очень распространена взаимопомощь. Кто едет из какого-то города, по пути забирает сколько может взять, 1-2-3 человек. Потом после службы отвозит. Кто-то устраивается у знакомых ночевать неподалеку от храма. И так далее. Народ ищет возможность посетить православный храм.
…. Первое, что в русских храмах, в нашем храме в Тель-Авиве в Яффо, в Хайфе есть русский храм пророка Илии, Горний монастырь, монастыри Иерусалима и Русской духовной миссии. Там богослужение все идет по Уставу, как оно есть в Русской Православной Церкви. И ничем особенно не отличается, может быть, какие-то такие мелкие детали. Может, не стоит обращать внимания. У арабов и греков есть свои традиции пасхальные. И конечно же то, что связано со Страстной неделей и Пасхой, на этом делают особый акцент в богослужении. Но если бы мы с вами оказались в пасхальную службу в храме греческом или арабском, мы бы даже, может быть, не поняли, что это Пасха. Там богослужение все идет по Уставу, как оно есть в Русской Православной Церкви. И ничем особенно не отличается, может быть, какие-то такие мелкие детали. Может, не стоит обращать внимания. У арабов и греков есть свои традиции пасхальные. И конечно же то, что связано со Страстной неделей и Пасхой, на этом делают особый акцент в богослужении. Но если бы мы с вами оказались в пасхальную службу в храме греческом или арабском, мы бы даже, может быть, не поняли, что это Пасха. Настолько все идет в тихой печали. Богослужения как у нас — «Христос Воскресе!», все кричат, яйца летят налево-направо, колокольный звон — там такого нет. И даже тональность песнопений не меняется, все тихо и ровно, они при этом говорят: по сравнению с русскими православными, у нас такая внутренняя Пасха, внутренняя радость, тихая грусть, мы все переживаем, у нас такая таинственная Пасха, тихая. Конечно, потом люди собираются, это семейный праздник, большими семьями, огромные семьи там, жарят баранов, кебабы, что-то все в этом есть такая… литургия после литургии…
Там могут пошуметь. А в храмах все довольно тихо. Никто не кричит: «Христос Воскресе!», представляете? Такого нет. Может быть, батюшка скажет: «Ну Христос Анести». Ему также тихо скажут: «Воистину Воскресе».
… В Великую Пятницу, когда мы вспоминаем Распятие Спасителя, происходит в храмах Иерусалимской патриархии, и в приходах, и в монастырских храмах обряд Распятия. Сначала перед службой выносится Крест без распятия, как он есть, устанавливается в храме. И в определенный момент богослужения, если кто знает, есть такая служба чтения 12 Евангелий, это утреня Великой Пятницы, когда читается 12 отрывков о страдании и распятии, смерти Спасителя. И вот когда поются песнопения Распятия, выносят священники из алтаря иконописное изображение Спасителя, как оно есть, на Распятии и прибивают его гвоздями к распятию. Прямо берут деревянные молоточки, вставляют гвозди в уже заранее заготовленные отверстия, прямо так громко-громко прибивают и весь народ, искренне совершенно, рыдает в храме. Просто горючими слезами, горькими. Потом в Великую Пятницу, когда у нас бывает вынос Плащаницы, у них есть небольшая служба — Снятие со Креста. В обратной последовательности: снимается это иконописное изображение Спасителя с Распятия, укрывается плащаницей, намащивается благовониями, посыпается розовыми лепестками и уносится в алтарь.
Все это делается с молитвой. Это же не представление, народ молится, рыдает и плачет.
В наших русских приходах и монастырях все по-русски. Крестный ход, водой налево-направо, колокола звонят, все радуются, ходим в гости так же мы, из Яффы приезжаем в Иерусалим в Русскую миссию, всех поздравляем, трапеза у нас бывает, пасхальный прием в миссии для всех, съезжаются со всех участков, со всех подворий…
…Местное население, иудеи, мне кажется, что, конечно, Господь имеет о них особое попечение такое, что надеется на их возвращение ко Христу. И многие из них тайно веруют во Христа. Это для меня очень отрадный факт. Мы же там не воюем, не ведем какого-то агрессивного миссионерства, даже это там в некоторых случаях запрещено израильскими законами…
…Я расскажу о таком случае, который личный просто. Мы где-то в магазине покупали продукты к Пасхе как раз, к будущей пасхальной трапезе, брали много, коробками целыми. И продавцы помогали грузить в машину коробки эти. И когда все уже ушли, остался один помощник директора магазина… И он спрашивает: «У вас ведь скоро Пасха?» «Да, — отвечаю, — готовимся». И он тогда, оглянувшись по сторонам: «Он воскрес». И убежал в свой магазин.
…У наших православных, русских, украинцев, все обычно, как и было на родине, так и есть. Вы знаете, что у украинцев пасхой называется то, что у нас называется кулич. Они выпекают из муки. У нас пасха — это творожное кушанье. И здесь когда освящаются куличи и пасхи, мы можем посмотреть то, что приносят на это освящение. Само освящение… Я на первых порах своей службы на Святой земле думал, что это главное мое испытание в течение года, потому что в Великую Субботу мы начинаем где-то днем освящать и заканчиваем через сутки после пасхальной службы в середине дня пасхального. То есть сутки с перерывом на пасхальную службу. Народ идет сплошной рекой, мы во дворе храма ставим большие столы, много столов, чтобы сразу за один приход человек 300-400 могло встать со своими корзинками. Потому что они приносят еще… для Великой Субботы — это большое искушение, это же украинский народ, он же не может просто с куличом и яйцом прийти, сало, домашние колбасы, еще что-то. А все стоят практически начинают разговляться, я думаю, за воротами храма, но батюшка ходит и страдает.
У арабов и греков другие есть кулинарные обычаи, как мне рассказали, я на Пасху не был. Варят особый суп из яйца с лимоном, ну лимон там кладется всюду. Именно для разговения. Еще какие-то блюда. Надо учитывать, что местная кухня, в принципе, отличается, это Ближний Восток, там другие какие-то кушанья, в любое время года. Может быть, яйца, наверное, кушают. И красят так же, православные.
(38)