Как все дома того времени в Палестине, дом плотника Иосифа в Назарете — это естественная пещера в толще скалы, приспособленная для жилья. “Таким домом, как полагают, был и тот, в котором жила Приснодева Мария по Своем обручении со старцем Иосифом, — писал один из палестиноведов в конце XIX в. — Домов этих не осталось, но сохранились те вертепы, к которым эти жилища были пристроены, и эти-то пещеры, обращенные в христианские храмы, составляют и вечно будут составлять предмет поклонения для всех христиан”.
Поэтому особую ценность представляет описание назаретских святынь, составленное “игуменом земли Русской” Даниилом, который посетил Палестину в 1104–1107 гг., то есть во время господства крестоносцев в Святой Земле.
“Назарет — городок небольшой, в горах, на склоне, даже не дойдя до него его можно видеть, — пишет русский игумен. — Посреди городка создана церковь, большая и высокая, с тремя алтарями. Когда войдешь в церковь, то с левой стороны есть небольшая пещерка перед малым алтарем, с двумя небольшими дверцами, одни из них — с запада, а другие — с востока. Влезать в пещеру по ступеням, идущим из обеих дверей. Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица с Христом, в этой храминце и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана”.
В записках игумена Даниила содержатся важные сведения, относящиеся к событию Благовещения. Согласно древнему преданию, которое излагает русский автор,
“в этой пещере, близ западных дверей, есть место, где сидела Богородица и сучила кокнит, то есть багряницу. Сюда пришел Архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии”.
Именно здесь прозвучали слова о спасении рода человеческого: И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк 1:30–32).
В записках игумена Даниила, относящихся к храму Благовещения, содержатся такие сведения, которые уже не встречаются у паломников более позднего времени. Так, продолжая свой рассказ о храме Благовещения, он сообщает своим читателям:
“В этой пещере, если войти западными дверями, на левой стороне находится гроб Иосифа Обручника, мужа Марии. Тут его Христос Сам, Своими пречистыми руками похоронил. Исходит из стены около гроба вода святая белая, и берут ее на исцеление больных”.
После взятия Назарета египетскими войсками (1263 г.) храм Благовещения долгое время лежал в развалинах. Разрушена была и другая церковь, выстроенная в Назарете над водным источником. Древнее предание также связывает это место с Благовещением. Пречистая Дева, придя к этому источнику за водой, услышала слова: Радуйся, Благодатная…; все же прочее, о чем повествуется у евангелиста Луки (1:30–38), произошло позднее, в доме Иосифа.
Вот что говорит об этом игумен Даниил:
«Расстояние от города Назарета до колодца чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое Благовещение Богородице от Архангела. Пришла Она по воду и, как только почерпнула своим водоносом, Архангел невидимо возгласил: “Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою!”. Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, она идет и думает: “Что значит этот голос, который слышала, но никого не видела?”. Пришла Она в Назарет, вошла в Свой дом, села за прялку и стала ссучивать кокнит (кошенилевую красную пряжу — а. А.) Тогда явился Архангел Гавриил явно, стоя на вышесказанном месте, сообщил Ей о рождении Христа».
(59)