В бытность мою студентом Московской духовной академии мне удалось познакомиться с красивой традицией Сербской Православной Церкви. Произошло это, в общем-то, случайно. Помню, как шёл по коридору студенческого общежития и услышал весёлое пение на сербском языке. Оно, это пение, раздавалось из комнаты, в которой, как я знал, жили студенты из Сербии.
Признаюсь – было очень интересно узнать, что же там происходит. Но заглядывать в комнату я постеснялся. Так и прошёл бы я мимо. Но дверь комнаты вдруг отворилась и я увидел своего знакомого – студента из Сербии. Заметив меня, он тут же пригласил меня войти.
Моему взгляду предстал праздничный стол, на котором лежал большой, красивый каравай, а рядом с ним стояла горящая свеча. Во главе стола сидел сербский священник – тоже студент Академии. Рядом с ним находились другие сербские студенты, которые поздравляли священника с какой-то «славой».
Признаться честно, первой моей мыслью было, что этот священник чем-то прославился, совершил какой-то значимый для Сербской Церкви поступок. Как ещё мог я понять это поздравление со «славой»? Вскоре стало понятно – я ошибался, но ошибался, так сказать, приятно. Сам того не ожидая, я стал участником уникального сербского обычая, аналогов которому в других Православных Церквах просто нет, – празднования «славы».
За столом мне тут же объяснили его смысл. Все православные христиане с радостью празднуют день ангела, то есть торжественно отмечают день памяти святого, имя которого они носят. Но только в Сербской Церкви наряду с личными именинами, есть именины семейные, родовые. Они и называются «крестной славой» или просто «славой».
У сербов история празднования славы уходит в глубину веков. Когда-то сербские семьи считали своими покровителями языческих богов. После того, как Сербия приняла христианство, их место заняли церковные святые.
Мои друзья посетовали, что здесь в России они не могут в полной мере показать мне торжественность славы. Тем не менее, главные особенности празднования, я все же увидел. Например, тот каравай, который я сразу приметил, оказался славским калачом – особым сладким хлебом, который печётся именно к празднованию славы.
В определенный момент священник, сидевший во главе стола, поднялся со своего места, благословил этот самый славский калач и вино, стоявшее рядом.
Надрезав калач, священник полил его вином. Затем к калачу протянули руки все присутствующие – его начали вращать и петь особые молитвы. Затем священник стал разламывать калач на части – каждому из присутствующих он вручал кусок калача с такими словами: «Христос посреди нас». Ответом ему было: «И есть и будет».
Вообще-то, эти слова произносятся на главной православной службе – Литургии. На «славе» же их говорят, чтобы подчеркнуть – «слава» не просто застолье, это религиозный, церковный праздник.
Во время застолья я узнал, что в Сербии традиция праздновать славу давно перешагнула семейные границы. Сегодня сербы празднуют славу монастырей, городов и даже профессий. Есть и общий для всего сербского народа праздник славы – «Видовдан» или день святого Вита. Его отмечают 28 июня. В этот день почти семь веков назад состоялась знаменитая битва на Косовом поле, в ходе которой сербы героически сражались с турками. С тех пор «Видовдан» – особый день для каждого серба.
«Славу» в Сербии отмечают храмы и монастыри, а еще учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.
Есть у сербов еще один светлый обычай, связанный со славой. В сербских семьях в день празднования славы в доме с радостью встречают каждого гостя – знакомого и незнакомого. Вот и я был принят на славский пир согласно этой древней сербской традиции…
(231)