Каждый год с двадцать шестого июня по семнадцатое июля в Саратовской области проходит большой крестный ход. Выходят богомольцы из города Саратова. За три недели проходят семь районов по обоим берегам Волги. Посещают храмы и монастыри, встречающиеся на пути. А завершают своё молитвенное странствие в месте под названием Вавилов Дол, что у границы с Самарской областью.
Семнадцатое июля – день мученической кончины последнего русского Императора и его семьи. Поэтому крестный ход посвящен памяти всех новомучеников, пострадавших за святое православие во время безбожных гонений. Здесь в крестьянском краю, служившем одной из главных житниц России, была своя история стояния за веру перед лицом государственного атеизма.
Вавилов Дол – это овражная местность, спрятавшаяся в лесу, что уцелел посреди степного Заволжья. Здесь с незапамятных времён из земли бил источник с солоноватой водой. Под тенистыми кронами деревьев находил себе приют и зверь, и скрывающийся человек.
Своё название это место получило от разбойника Вавилы, чья банда орудовала в окрестностях в восемнадцатом веке. Много злодеяний совершил Вавила, но однажды был пойман солдатами, подвергнут пыткам и ослеплён. Едва живой он добрался до оврага с источником, выкопал пещеру и остаток жизни провёл в покаянии за грехи.
После Вавилы другие подвижники выкопали тут еще несколько пещер. Но имена этих подвижников не дошли до нас. А в народе появилась легенда о церкви, которая ушла под землю – подобно граду Китежу.
В начале двадцатого века на Вавиловом Долу сложилась монашеская община, пользовавшаяся большим авторитетом у окрестных крестьян. Был построен храм во имя Святителя Николая Чудотворца, а на источник приезжали за исцелением тысячи паломников.
После революции когда храмы стали закрываться, а духовенство преследоваться, Вавилов Дол приобрёл особое значение. Монахи укрепляли в вере приходивших к ним крестьян. Они не стеснялись обличать политику большевиков, и в скором времени обратили на себя внимание властей.
Шел тысяча девятьсот двадцать девятый год. По всей России крестьян начинали сгонять в колхозы. Тех, кто побогаче и посамостоятельнее раскулачивали и отправляли в ссылку. Любое сопротивление сразу же подавлялось. Тогда-то и было решено ликвидировать общину на Вавиловом Долу. Православных монахов арестовали за преступление, которое совершили сектанты в ста верстах от их обители. Была организована кампания клеветы и показательный суд.
Глава общины афонский иеромонах Иоанн Дорофеев и еще несколько иноков были расстреляны. Другие получили различные сроки заключения. Храм разрушен. Источник осквернён. Пещеры засыпаны. Но память о святом месте осталась в народе и пережила гонения.
Сегодня, как и сто лет назад, Вавилов Дол – центр народного паломничества. Сюда приезжают, чтобы искупаться в освящённом источнике. Помолиться Святителю Николаю Чудотворцу в часовне. Почтить память убиенных за веру в годы гонений. Вспомнить покаявшегося разбойника Вавилу и попросить прощения за свои грехи.
(296)