Хитрость архимандрита Антонина во благо Русской Церкви

Елеонский монастырь. КолокольняГора Елеон – одно из самых значимых мест в Иерусалиме и во всем мире. Милостью Божией, старанием и молитвами архимандрита Антонина (Капустина) в 1870 году на вершине Елеонской горы был приобретен большой участок земли, где с тех пор и доныне возносится православная русская молитва. За 110 лет своей истории Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне пережил многое.

Елеонская (Масличная) гора в восточной части Иерусалима всегда была особо почитаема христианами. Это место упоминается в Ветхом и Новом Завете. Сюда бежал пророк Давид от своего сына Авессалома, здесь пророк Иезекииль видел Славу Божию. Со склонов горы Господь смотрел на Иерусалим и плакал, говоря о его скором разрушении.

Христос любил уединяться на Елеоне в своей ночной молитве и здесь же научил учеников молитве «Отче наш». С Елеона Господь вознесся, и, как следует из Евангелия, сюда же Он придет во славе во время Второго пришествия: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11).

Елеонский участок был любимым детищем архимандрита Антонина. Земля приобреталась в большой конкуренции с французами-католиками. Хотя за отцом Антонином не числилось ни сильной поддержки, ни больших средств, он покупал участки один за другим. Если разобрать по купчим, то здесь 11 разных участков.

Архимандрит Антонин сам не имел права покупать земли в Палестине. Приобретал участок его драгоман Яков Егорович Халеби – помощник и переводчик при миссии. Тридцать лет он был правой рукой отца начальника и, будучи турецким поданным, имел право на покупку земли. Яков Егорович оформлял либо дарственную на архимандрита, либо долговое обязательство. Приходил к турецкому начальству и составлял примерно такой акт: «Я приобрел такую-то землю, но так как денег у меня нет, заплатил за участок архимандрит Антонин. Я не смогу вернуть деньги, и поэтому участок принадлежит, безусловно, ему».

Часть приобретений отцу Антонину удалось оформить себе в «вакуф» (особая форма землевладения в мусульманском праве, когда земля пожизненно становится религиозной собственностью). Завещание архимандрита звучало так: «Эта земля после моей смерти будет принадлежать следующему, кого пришлет Святейший Синод начальником Русской духовной миссии. А когда никого из русских не останется в Палестине, эта земля будет принадлежать Греческой Православной Церкви. А когда вообще ни одного православного не останется в Палестине, эта земля будет принадлежать мусульманской религиозной общине до того времени, пока Аллах, лучший из наследников, не унаследует землю и все, что на ней».

Узнав об этом тексте, многие тогда недальновидно были недовольны отцом начальником. «Вместо того чтобы перевести все в государственную собственность, он придумал какой-то шариатский “вакуф”», – говорили они. Но именно то, что землю нельзя было ни продать, ни обменять, участок на Елеоне навсегда остался достоянием Русской Церкви, так как шариатские законы действовали на Святой Земле и при турецкой империи, и при британском мандате и действуют сегодня в пределах государства Израиль.

Источник

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *