Цетинье – древняя столица Черногории. Название городу дала протекающая через него небольшая речка Цетинье. Рядом расположен национальный парк Ловчен, который называется по имени возвышающегося рядом горного массива. Главная улица – Негошева.
Внешне город похож на английский город-университет. Воздушные потоки с ближайших гор наполняют Цетинье прохладой во время душного лета. В Цетинье есть поговорка: «Самое лучшее – купаться под пальмами Будвы, а спать под липами Цетинье». Однако зимой тут бывает снежно и холодно – скажем, в Будве может быть +17 С, а в Цетинье – около нуля. Горы…
Господарь Иван Црноевич в 1482 году перенес двор из местечка Жабляк-Црноевича на Скадарском озере в Цетинье. Именно тогда город Цетинье стал столицей Черногории. Через двенадцать лет в городе была основана первая в Европе государственная типография, она же – первая типография южных славян, печатавшая книги кириллицей. Типография известна как типография Црноевича, и основана она была через 38 лет после изобретения Гуттенбергом типографских прессов.
Два года спустя большую часть Черногории захватили турки, но долгие 200 лет Цетинье остается христианским маяком в море ислама. Позже черногорцам удалось освободить некоторые земли, но они не сумели избежать конфликтов с исламскими поселениями. Началась братоубийственная война. Митрополит из Цетинье – Данило I Петрович-Негош, основатель династии Петровичей-Негошей, стал правителем страны и правил с 1696 по 1735 годы. Активно используя свое право отлучения от церкви для объединения племенных родов, он создал основы церковной и политической власти, которая наследовалась династией Петровичей-Негошей с правом перехода власти от дяди к племяннику.
Таким образом, с 1696 года духовная и светская власть в Черногории находилась в руках митрополитов. И все это время история правящей династии Негошей была неразрывно связана с историей Цетинье. Только в 1910 году титул правителей Черногории изменился. После того, как страна стала королевством, владыку на троне сменил король.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы возведен на развалинах старого Цетинского монастыря в конце пятнадцатого века. Этот храм строили приморские строители. С трех сторон ее здание окружала колоннада, не сохранившаяся до наших дней. После того, как в восемнадцатом веке во время войны церковь полностью разрушили, она несколько изменила свой облик.
Сейчас церковь построена из серого камня. Над входом в церковь Рождества Пресвятой Богородицы установлена старая плита. На ней высечен текст, в котором рассказывается об основании храма.
Одной из самой известной духовной реликвией в Черногории является православный белокаменный Цетинский монастырь.
Монастырь вот уже более 500 лет! является резиденцией черногорских митрополитов. Цетинский монастырь — это, без всякого преувеличения, сердце и душа православной Черногории, который во все времена являлся символом свободы, национального самосознания и сильного духа черногорского народа. В настоящее время он является политическим и культурным центром страны. Цетинский монастырь пережил множество событий, которые оказались в той или иной степени знаковыми и поворотными в судьбе Черногории.
На территории монастыря работала первая черногорская типография, напечатавшая в 1493 году первую книгу на южно-славянском языке кириллическим шрифтом – Октоих (ее можно найти в монастырском музее). Далее последовали и другие книги: «Октоих пятогласник», «Псалтирь», «Молитвослов», «Четвероевангелие». В 1880 году в монастыре открылась первая средняя школа в Черногории. В монастыре хранятся мощи святого Петра Цетиньского, Петра I, духовного и гражданского правителя Черногории, в эпоху которого приняты первые письменные законы и учреждены органы центральной государственной власти. До строения Билярды, монастырь являлся резиденцией Петра II Петровича Негоша, владыки, правителя, поэта и философа.
В храме хранятся: часть десницы Иоанна Крестителя (руки, крестившей Иисуса Христа) и частица Голгофского креста, на котором был распят Спаситель, мощи святого Петра Цетинского (Петр I Петрович Негош)
В музее монастыря хранятся такие реликвии как:
Епитрахиль Святого Саввы;
Корона короля Стефана Дечанского;
Облачения черногорских митрополитов;
Дары русских императоров;
Ценное собрание рукописных и печатных книг 13-19 вв.;
Различные старые знамена церкви.
Не смотря на такой внушительный список важных реликвий сам монастырь выглядит довольно скромно — каменная кладка с узкими переходами и небольшими залами. Такая атмосфера помогает погрузиться в себя и задуматься о совершенных поступках.
![](http://putnik.cerkov.ru/files/2017/06/IMG_9764.jpg)
Плащаница, вышитая Екатериной II с фрейлинами в подарок Петру Цетинскому. А также крест и Евангелие.
В Цетинье много интересных зданий, поскольку долгое время город был столицей. Это, в частности, дворец короля Николы (в нем находится Государственный музей), Vladin Dom – Дом Правительства (там находится художественная галерея, где хранятся шедевры мирового значения – работы Пабло Пикассо, Пьера Огюста Ренуара, Марка Шагала, Сальвадора Дали и других выдающихся живописцев). В Доме Правительства находится древнейший шедевр иконописи – Филермский образ Божией Матери, написанный самим святым евангелистом Лукой.
Ловчен для Черногории – примерно то же, что статуя Свободы для Америки. Национальным парком этот массив площадью 6.220 гектаров стал в 1952 году. Обычно говорят «гора Ловчен», хотя на самом деле это парк, на территории которого находятся две горные вершины – Štirovnik (1748 м) и Jezerski Vrh (1657 м). На вершине горы Езерски – одна из главных достопримечательностей и святынь страны: мавзолей Петра II Петровича Негоша (1813 – 1851), одного из самых интересных и почитаемых правителей Черногории.
Удивительна по масштабу личность Негоша: он соединял в себе воина, для которого сражения были повседневной реальностью, правителя, жестоко ломавшего вековые традиции ради создания сильного, независимого государства, поэта и мыслителя, словно выраставшего из мощной стихии народного художественного сознания — к вершинам европейской образованности и духовной культуры, и, наконец, митрополита.
В 1833 году Негош приезжает в Петербург, где производит фурор среди петербургского высшего света. Образованный король- владыка горной страны, владеющий русским и французским языками, двухметровый красавец — и монах. Приезд в Петербург в 1833 году был вызван необходимостью посвящения в сан епископа. Маленькая православная Черногория была зажата со всех сторон католическими и мусульманскими странами, потому рукоположение в сан возможно было только там. Кроме того была надежда увеличить материальную помощь, которую ежегодно Черногория получала от России. Николай Первый очень доброжелательно встретил образованного владыку и даже присутствовал на его рукоположении в Спасо-Преображенском соборе Петербурга.
Негош читал на нескольких языках, был знаком с литературой и философией Запада и Востока, прошлого и современности. Природная художественная интуиция в соединении с глубоким постижением опыта предшествующих стадий литературного развития, особенно просветительской, безошибочно подсказала ему направление исканий нового века. Его любимыми писателями были Байрон и Пушкин. Известно, что он как митрополит участвовал в панихиде по Пушкину на девятый день его смерти.
Умер Негош молодым – в 38 лет от туберкулеза. Перед смертью он завещал похоронить себя на Ловчене, на что ему возразили: лучше на самой высокой точке Черногории горе Боботов Кук в парке Дурмитор. Однако Петр отказался, сказав, что там будет достоин упокоиться тот, кто сделает больше него. Как известно, пока самый высокий пик Черногории свободен от захоронений.
(133)