Святая Земля – особое место в силу уже того, что к ней прикованы интересы многих стран, крупнейших мировых держав и религий: христианской, мусульманской и иудейской. На Святой Земле паломник находится под пристальным наблюдением сотен глаз, он как бы весь на виду, поэтому каждое свое действие лучше поверять простым вопросом: а не повредит ли оно русскому имени или Православию? Ведь даже неосторожное слово сразу навлекает хулу не только на самого паломника, но и на всю Церковь.
«Нас обличают почти так же строго, как пророк обличал дщерь Сиона» – предупреждает отец Антонин.
«О, как внимательным следует быть и нам, особенно здесь перед чужими и иноверными, ко всему, что делают руки наши, произносит язык и высматривает глаз…Поводов для соблазна во время паломничества всегда достаточно.
«Хам не жил здесь, но потомство его первое населило Святую Землю, и дела его пали на нее злым семенем. Если и вы встретили здесь что-либо, показавшееся вам достойным осуждения, то не разносите худой молвы, но покройте (и всегда покрывайте) «срам искреннего, вспять зря возвратившися».
Святая Земля – прообраз небесного отечества. Хула на нее непростительна, учитывая и то обстоятельство, что паломник вряд ли в состоянии правильно оценить соблазнительные для него явления. «Перед нами столько совершается странных и поистине уму непостижимых вещей, что можно потеряться в суждении о них».
«Есть множество случаев услышать что-нибудь про кого-нибудь блазненное и смущающее». Поэтому нужно твердо стоять «на страже своих мыслей и своего слова, чтобы не смешать того, что случилось или случается с тем, что о нем передается. Не напрасно такое смешение у нас зовется сплетением. Доверившись ему, мы как бы чем-то оплетаемся до того, что делаемся невольными вестниками всякой лжи».
Чтобы не впасть в подобное искушение и не распространять сплетни паломникам лучше «не ловить, так сказать, с ветра такое или иное заключение о том, что у нас пред глазами, а всматриваться и вдумываться в то надписание, которым всеуправляющий промысл Божий на том или другом языке, часто не говоримом, но совершенно внятном, дает нам уразумевать смысл своих намерений и дел».
Паломник не может допустить праздного состояния ума. Это ведет его к двум грехам: греху «невнимания в вещах великой важности», и греху «легкомыслия, от которого открытый путь ко всему нехорошему».
На Святых местах человек как бы постоянно пребывает в реальности евангельских событий. Поэтому как возможность прощения, так и возможность осуждения максимально приближены к нему. Ведь все, кто приходил к Спасителю за помощью – получали ее, но далеко не все возвращались, что бы поблагодарить за нее. И как много было тех, кто видел совершавшиеся чудеса и не уверовал, но наоборот злословил и злоумышлял на Него. Много было и таких, которые в страшный день распятия в силу обыденных забот и не внимания без особой злобы праздно посмеивались над умиравшим Христом. Евангельские мимоходящие! Поэтому на Святой Земле важно иметь сосредоточенность ума. Она не место прогулки. Тут можно идти только двумя путями: ко Христу или от Него.
Вах К.А. Смысл паломничества в Святую Землю
Источник
(25)