Первое, что бросается в глаза при въезде в Дивеево, — асфальт. Ровный: без сколов и ям. Для российской глубинки это явление уникальное. Рядом с бревенчатыми деревенскими домиками растут пятиэтажные новостройки повышенного комфорта, по обеим сторонам дороги открыты магазины, ближе к монастырю красуются свеженькие корпуса гостиниц. А за ними — паломническое агентство и высокая желтая колокольня с воротами. Это парадный въезд.
Около двухсот лет назад рязанская помещица Агафья Мельгунова, в монашестве Александра, пострижница Киево-Флоровского монастыря, остановилась здесь отдохнуть по пути в Саровский мужской монастырь, не дойдя до него 12 верст. В чудесном видении ей явилась Пресвятая Богородица и объявила, что это место — Ее четвертый Удел во Вселенной. Она повелела основать здесь монастырь и предрекла ему славное будущее.
Как и многие монастыри России Дивеевский монастырь также подвергся поруганию. Понадобились годы, чтобы возродить былое благолепие.
Храмы и святыни
Осмотр обители разумно начать с первого дивеевского храма —Казанской церкви. Она была построена на месте деревянной в 1773-1780 годах. Сегодня этот беленький храм — целый каскад из небольших пределов-храмов, пристроенных друг к другу. К паперти пристроенацерковь Рождества Христова. Под нею в «крипте» храм Рождества Богородицы. Здесь покоятся мощи святых дивеевских подвижниц: Александры, Марфы и Елены. По завещанию преподобного Серафима сестры круглосуточно читают Псалтырь. Рядом с Казанской церковью — небольшое кладбище. Одна из могил, с выросшей прямо по центру холмика березой, принадлежит купцу Мотовилову, ученику преподобного Серафима, сохранившему для нас поучения великого старца. В советское время, уже после закрытия обители, прямо напротив кладбища разместился райком партии, большинство могил сровняли с землей. Пытались срубить и мотовиловскую березу, но ковш экскаватора сломался. У самого корня березы до сих пор торчит осколок его металлического зуба.
В центре монастырского двора — два собора: Троицкий (зеленый) и Преображенский (белый).
В Троицком соборе хранятся мощи преподобного Серафима, подойти к ним возможно только через северные врата храма, проход из центрального нефа перегорожен, чтобы очередь паломников не мешала молящимся за богослужением. Приложиться к мощам можно в любое время, исключая богослужебных моментов чтения Священного Писания, Шестопсалмия и Евхаристического канона. В этих случаях «секъюрити» в штатском ловко останавливают очередь. Они же следят и за порядком во время богослужения. Слева от мощей, в витринках по подобию музейных — личные вещи преподобного: поручи, бахилы, даже мотыга. Справа от центрального нефа — чтимая икона Пресвятой Богородицы «Умиление», перед такой же иконой часто молился преподобный Серафим. Ближе к алтарю, за столпом — место настоятельницы. Матушка Сергия сама читает канон, участвует в каждом богослужении, от полуношницы рано утром до повечерия и монашеского правила поздно ночью. Ежедневно утром в восемь часов здесь поют Параклис — особый молебный канон, посвященный Богородице, это одно из завещаний преподобного Серафима. В полдевятого начинается Литургия.
Преображенский собор был построен в начале XX века в древнерусском стиле. Сразу за ним начинается Святая Канавка — еще одна дивеевская святыня. Это ров с насыпью шириной в полтора метра и длиной около 125 метров.
Окопать этой канавкой территорию «мельничной» дивеевской общины приказал еще преподобный Серафим: «Тут по канавке обошла Сама Царица Небесная, взяв обитель себе в удел, — объяснял он. — Кто по канавке обойдет да полтораста раз “Богородиц” прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»
После вечерней службы практически никто не расходится. Ждут ежедневного крестного хода по Канавке. Читая молитву «Богородице Дево, радуйся», сестры и паломники обходят ее по периметру, как и завещал старец. Это — одна из тех аскетических практик, которые преподобный оставил сестрам для научения непрестанной молитве.
Пробыть хотя бы день в монастыре считается обязательным. Преподобный Серафим говорил, что раз в сутки Пресвятая Богородица посещает Дивеево — отсюда и традиция.
На службе у преподобного Серафима
В субботу вечером Троицкий собор, вмещающий пять тысяч человек, наполнен до предела. После помазания многие сразу выходят подышать свежим воздухом. Тут под кустами сирени можно присесть на лавочку. Богослужение транслируется через колонки во двор. Во дворе монастыря почти всегда скопление паломников — приезжающих и уезжающих, спешащих к мощам, теснящихся возле ларьков с иконами или монастырской выпечкой, — все это создает немного «немонастырский» колорит дивеевской обители.
«Есть места, куда приезжают за тишиной, а к нам приезжают поклониться мощам преподобного, — объясняют монахини. — И это наша главная задача — накормить паломников, разместить. Таково наше особое служение — а если устаем, то едем в один из скитов, их у нас аж четырнадцать, там не бывает ни гостей, ни паломников».
Где переночевать?
Найти ночлег в Дивееве просто: в паломническом центре вам порекомендуют гостиницу или частника, разместиться у последнего можно за 300-500 рублей с человека, в зависимости от условий, в гостинице — от 1000 за одного (при размещении в двойном номере). Часы работы центра: ежедневно с 8.00 до 21.00. Телефон/факс: (83134) 4-34-45. E-mail: palomnik@sinn.ru
В Суздале остановиться можно в одном из бревенчатых домов, превращенных местными жителями в домашние мини-отели — «гостевые избы», или в одной из бывших советских гостиниц, существенно подтянувшихся за частниками и с точки зрения комфорта, и с точки зрения цены. И там и там двойной номер обойдется примерно в 2 тыс. рублей. Адреса мини-отелей можно найти в интернете.
В Муроме есть несколько гостиниц, предлагающих свои услуги по крайне высоким ценам. При Спасо-Преображенском монастыре существует паломнический центр и гостиница. Найти ее можно по адресу: ул. Лакина, д. 1. Подробности по телефону (49234) 3-14-76.
Расписание богослужений в Троицком соборе Дивеевского монастыря
Ежедневно: 7.00 — молебен с акафистом преп. Серафиму; 7.45 — общая исповедь; 8.00 — Параклис; 8.30 — Литургия. Всенощная начинается 17.00, через час после окончания службы — крестный ход по Канавке.
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПЕРЕД ДОРОГОЙ
Катышев Г. И. Петушки обетованные. М., 2007
Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993
Серафим (Чичагов), митрополит. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 2008
(2494)