Последнее время нашему Российскому обывателю надоело лежать на пляжах Турции и Египта. Замечен рост туристов в Европу и паломников по всем Зарубежным святым местам. Чтобы удобнее было ориентироваться в журнале “Нескучный сад” даже была опубликована карта “Святыни Европы: карта паломника”. Конечно, многие святыни на ней не указаны, но всё же … для начала, для общего ознакомления со святынями достаточно. Вот такая карта:
Главная святыня Польши — Ченстоховская икона Божией Матери (празднование 19 марта и 9 сентября н. ст.). История иконы полна чудесных случаев исцелений, избавлений и помощи, а также не менее чудесных случаев защиты от кощунников.
Поляки называют Ченстоховскую икону «Польская королева» или «Черна Мадонна» — за темный тон красок. Икона находится в Ясногорском монастыре Ченстохова, городе на юге Польши в Верхней Силезии, на реке Варта. Полное название монастыря, принадлежащего сегодня католическому Ордену паулинов, — Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Ченстоховский образ в равной степени почитаем католиками и православными. Монахи ордена заботятся о своей главной святыне, и православные со всего мира здесь желанные гости. Организованный для паломников Ясногурский справочный центр в Ченстохове (адрес: ul. O.A. Kordckiego, 2) на любом языке оказывает помощь для всех, независимо от конфессиональной принадлежности.
Чудотвоный образ хранится в главном храме Ясногорского монастыря — часовне Капеллы. Образ помещен в алтарь из черного дерева и серебра. Ежедневно в шесть утра при торжественном звуке фанфар (а не органа) икону открывают для поклонения: отодвигается специальный серебряный занавес. Икона установлена довольно высоко, поэтому приложиться к ней, по русскому обычаю, не получится. Верующие, по сложившейся издавна традиции, к «Польской королеве» приближаются по зданию капеллы, узкому, как коридор, на коленях. Закрывают образ в девять вечера.
История иконы полна чудесных случаев помощи и исцелений и не менее чудесных случаев защиты от кощунников. По преданию, Ченстоховский образ Божией Матери — список с тех икон, которые были написаны самим апостолом Лукой. Этот список Ченстоховская, византийского письма, датируется примерно XI веком. Кстати, образ Ченстоховской Богородицы изначально был достаточно темным по колористике, как и образ Иверской Божией Матери. Такой темный фон и густые краски характерны для византийской иконографии этого периода. В XIII веке икона попадает в Россию: галицко-волынский князь Лев Данилович, основатель города Львова, поместил ее в Бельзском замке под ведением православного духовенства. При завоевании Западной Украины поляками чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. При осаде замка татарами икону вынесли на городские стены. От пронзенной татарской стены на образе Богородицы остался кровавый след. По заступничеству Богородицы татары отступили. По преданию, Богородица в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 году на этом месте монастырь, князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Они хотели похитить и чудотворный образ, но вдруг кони встали. Один из грабителей сбросил святую икону на землю, другой ударил мечом по лику. Кощунники тут же поплатились: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали замертво.
Икона пережила и пожар, но не пострадала. В XVI веке католические мастера ее реставрировали, придав ей черты Мадонны, или, как говорят русские иконописцы, «оготичив» ее образ. Лариса Гачева, иконописец: «Я делала список с этого образа и тогда поняла, почему поляки установили икону так высоко, выше уровня головы. Если ты смотришь на этот образ, когда он на уровне глаз, кажется, что икона “щурится”. Но когда ты смотришь на нее снизу вверх, этот эффект пропадает, и ты видишь больше: Божия Матерь смотрит загадочно, но ты чувствуешь, что Ее тайна для тебя не закрыта».
Во время нападения на Польшу шведов Ченстоховская икона опять защитила поляков, и король Ян Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой».
Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С иконы сделаны списки как для католических, так и для православных храмов.
Икона хранится без специального киота, но под постоянным наблюдением специалистов из варшавской Академии изящных искусств.
(1403)