Последнее время нашему Российскому обывателю надоело лежать на пляжах Турции и Египта. Замечен рост туристов в Европу и паломников по всем Зарубежным святым местам. Чтобы удобнее было ориентироваться в журнале “Нескучный сад” даже была опубликована карта “Святыни Европы: карта паломника”. Конечно, многие святыни на ней не указаны, но всё же … для начала, для общего ознакомления со святынями достаточно. Вот такая карта:
« Сербский Афон » — это монастыри Овчарско-Кабларского ущелья на Западной Мораве — так писал о них святитель Николай Сербский. Но своему названию они обязаны не только великому богослову. В XIV веке афонские монахи основали здесь настоящую монашескую республику.
Христианство на землях современной Сербии утвердилось еще в VII веке, а уже в начале XIII века Сербская Церковь получила автокефалию. Сербское государство, созданное усилиями династии Неманичей за сто лет до автокефалии, погибло под ударами турок только в середине XV века. Эти триста лет и стали золотым веком сербской церковной культуры.
Центром средневекового государства сербов была область со смешным для русского уха названием: Рашка. Теперь это юг страны, у самой границы с Косовским краем. Исторически Рашка охватывала всю территорию Косово. Но политические события последних десятилетий отрезали часть святынь (Печская патриархия, Дечани, Грачаница, церковь Богородица Льевишка), расположенных южнее косовской границы, превратив поход к ним в опасное и отчаянное приключение.
Севернее границы на сербской территории остались Сопочаны и церковь Петра — самая старая сербская церковь (X век). Монастырь Студеница в центральной Сербии, основанный в XII веке, монастырь Жича и его Вознесенский собор («Спасов дом»), бывший когда-то местом коронации сербских правителей, — эти достопримечательности вполне укладываются в один паломнический маршрут из столицы на юг: от Белграда до города Нови-Пазар, через Кралево. По сути, только в одном пункте от выбранного направления придется отклониться, — возле Чачака, чтобы увидеть Овчарско-Кабларское ущелье или «Сербский Афон».
В XIV веке выходцами с Хиландарского афонского монастыря, бежавшими от знаменитых каталонских грабежей Святой горы, здесь была основана настоящая монашеская республика. На склонах крутого ущелья по берегам Западной Моравы расположилось более 300 монастырей и скитов с административным центром в монастыре Иоанна Крестителя (Йованье) — аналоге афонской Кареи, располагавшемся на окруженном с трех сторон холме в излучине Моравы. В исторических документах этот монастырь часто называют «лаврой», хотя сам этот термин относится скорее ко всем овчарским монастырям. Все древние лавры изначально были устроены по принципу «монашеских республик»: состояли из небольших монастырей — аскетериев, подчиненных единому уставу и укладу, но не запертых в границы единой монастырской крепости.
Село Овчар-Баня — парадные «ворота» в бывшую монашескую республику. От Чачака до ущелья и села Овчар-Баня ходит автобус, по узкому серпантину это около получаса езды. На противоположном берегу реки — железнодорожная линия, то нависающая над пропастью, то прячущаяся в туннель. До ущелья можно добраться и по ней, сев в Чачака на чудаковатого вида электричку из двух вагонов.
Тут на противоположном от автобусной остановки берегу находится первый из десяти монастырей. Полузаброшенная Благовещенская обитель с белокаменным ветхим храмом, стены которого и экзонартекс (открытый «греческий» притвор, больше похожий на терраску при входе) расписаны фресками начала XVII века. Последнее время в монастыре жили только престарелый настоятель и келейница. Настоятель — старейший клирик в стране архимандрит Йован (Радосавлевич) — на выборах патриарха Сербской Церкви Иринея должен был открыть пакет с именем предстоятеля, которое по сербской традиции определяется жребием (как в 1917 году в России). Чтобы посмотреть фрески, а большинство храмов тут в небогослужебное время закрыто, надо обратиться к келейнице, так принято, и эту процедуру придется повторять в каждой обители.
Монахи и монахини в сербских монастырях приветливы и гостеприимны. Могут угостить черным кофе, а порой и ракией, или, узнав, что вы русский паломник, снять со стены икону и подарить на память. Как правило, сербские монастыри живут неспешной и уединенной жизнью, располагаясь поодаль от оживленных трасс и автобанов.
Христианские Балканы — очень «греческие». Во всем, от архитектуры до облачений и богослужения, здесь чествуется греческое начало. С греками сербов связывает значительная часть истории, турецкое иго, большая часть национальных традиций и привычек. Большинство монастырей выглядят примерно одинаково: небольшой аккуратный братский корпус, храм в греческом стиле, на западе страны часто увенчанный барочной башенкой. Обширных приусадебных владений или производств, как правило, нет. Монастырь с тремя насельниками здесь скорее норма, чем исключение, и это не симптом «апостасии», а традиция. В целом это напоминает византийский порядок, когда общежительный монастырь состоял из немногочисленной группы монахов-учеников, собравшихся вокруг аввы-учителя.
(261)